22.03.2015, 01:00
Белоруссия и единая армия ЕС: новый подарок для Минска?
Белоруссия и единая армия ЕС: новый подарок для Минска?Международная военная политика
Пресловутая «многовекторность» Александра Лукашенко в условиях резкого обострения отношений России с Западом начинает приносить ему всё больше выгод, однако на жизни простых белорусов это никак не отражается.

Тот факт, что последний год для экономики Белоруссии стал крайне неудачным: уменьшение экспорта, девальвация, сокращение рабочих мест и падение уровня жизни — сегодня нисколько не смущаете местное руководство. Это связано в первую очередь с тем, что, в отличие от внутренней ситуации, дела на международной арене у белорусов складываются гораздо лучше. С Минском стали разговаривать в Брюсселе, Москва не оказывает серьезного давления, США сняли санкции с «Белоруснефти», президент республики снова перестал быть в глазах западных политиков диктатором, получив статус миротворца, а страна замерла в ожидании новых бонусов от нынешнего противостояния России и Запада. И, похоже, они продолжают сыпаться на белорусское руководство как из рога изобилия, правда, не принося пока никаких существенных выгод для страны в целом.

Как известно, с 11 марта 2015 года Россия полностью приостановила свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), о чем в Вене на заседании Совместной консультативной группы (СКК) заявил представитель российского МИД А. Мазур. По его словам, «этот шаг российской стороны не означает ее отказа от дальнейшего диалога о контроле над обычными вооружениями в Европе (KOBE), если и когда для него созреют наши партнеры» В Москве по-прежнему готовы к совместной работе над новым режимом KOBE, отвечающим интересам как России, так и других европейских государств. Действительно, российское руководство уже достаточно давно высказывало свое скептичное отношение к данному Договору, указывая на то, что он уже давно не соответствует реальности и должен быть пересмотрен. Однако европейские «партнеры» продолжали оставаться глухими к предложениям из Кремля, что и повлекло за собой последние события.

В сложившейся обстановке интересно то, что решение России относительно ДОВСЕ в очередной раз принесло определенные выгоды для Белоруссии. Это связано с тем, что теперь российские интересы в Совместной консультативной группе будет представлять белорусский член организации. Причем, со слов начальника управления информации — пресс-секретаря МИД Белоруссии Д. Мирончика, просьба о представлении интересов России пришла непосредственно из Кремля. Конечно, белорусам крайне польстило то, что им предложили выступать от имени России на международной арене. Однако в данном случае необходимо отметить, что нынешняя позиция Минска, который не посчитал необходимым поддержать демарш российского руководства, несмотря на заявленную военно-политическую координацию своих действий, свидетельствует о том, что белорусская сторона снова решила использовать сложившуюся ситуацию в собственных интересах. Теперь Минск формально остался единственным союзником РФ в рамках Договора и вполне может рассчитывать на некоторое повышение своего международного статуса. Вполне вероятно, что уже в самое ближайшее время из Белоруссии начнут поступать сигналы о том, что она готова стать посредником в решении проблем военного сотрудничества между Западом и Россией, так как все остальные инструменты на сегодняшний день практически не работают.

Необходимо напомнить, что сложившаяся на сегодняшний день ситуация с ДОВСЕ, который многие считают абсолютно бесполезным документом, является результатом многолетнего непонимания западными странами интересов России. Изначально Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан 19 ноября 1990 года в Париже и вступил в силу в 1992-м. Тогда подписи под ним поставили представители 16 государств НАТО и 6 государств-участников Организации варшавского договора (ОВД). Он устанавливал ограничения на численность дислокации двух военных блоков в Европе пяти типов обычных вооружений: танков, бронетехники, артиллерии, боевых самолетов и вертолетов. Впоследствии, после развала соцлагеря и возникшего из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств военного дисбаланса, в Стамбуле 19 ноября 1999 года 30 государствами, в числе которых были Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина, было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Дополнение вместо блоковой системы квот водило национальные и территориальные лимиты. Причем даже в таком виде данное соглашение было невыгодно России, так как разрешало размещение на территории государств Европы иностранных военных подразделений, пускай и в ограниченном количестве.

В дальнейшем развитие ДОВСЕ практически остановилось. Ратификация Адаптационного соглашения прошла только в Минске, Киеве, Москве и Астане, а потому формально не вступило в действие. Грузия и Молдавия, прибалтийские и балканские страны и вовсе отказались от участия в данном Договоре. Более того в последующем большинство из них вступило в НАТО в надежде получить если не военную, то как минимум, финансовую помощь от западноевропейских стран и США. Все это естественным образом не могло оставаться без внимания России, которая неоднократно предлагала пересмотреть ДОВСЕ. Однако западные государства постоянно саботировали планы Кремля по реанимации соглашения. Страны НАТО увязали свое участие в этом Договоре с тем, что Россия должна была сначала выполнить свои двусторонние обязательства с Молдавией и Грузией по выводу войск с их территорий (считая таковыми Приднестровье, Абхазию и Южную Осетию). По мнению же Москвы, двусторонние соглашения с этими республиками не должны были влиять на ратификацию адаптированного ДОВСЕ.

В конечном счете, чтобы каким-то образом повлиять на политику НАТО и противостоять решениям США по военным базам и системе ПРО в Европе, Россия выбрала асимметричный ответ — 13 июля 2007 года В. Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Обосновано это было тем, что «партнеры» России ведут себя как минимум некорректно, добиваясь односторонних преимуществ: «Сегодня это означает лишь то, что на территории собственной страны мы ограничены в вопросах дислокации вооруженных сил общего назначения… Не ратифицируя под надуманными предлогами ДОВСЕ, они (западные страны — Н.Р.) используют сложившуюся ситуацию для наращивания возле наших границ систем военных баз». В дальнейшем, после появления в Wikileaks секретных документов и материалов Государственного департамента США, которые свидетельствовали о запрещении Вашингтоном обсуждать любые субстантивные вопросы в Совместной консультативной группе с Россией, Москва приняла решение выйти из нее, так как полностью была разочарована позицией западных союзников. Данное решение было подтверждено главой российского МИД С. Лавровым в ноябре прошлого года, который заявил о том, что «Договор об обычных вооруженных силах в Европе мертв, и Москва не намерена к нему возвращаться».

Нынешнее официальное решение России отказаться от участия в СКК многие аналитики называют чистой формальностью, которая никоим образом не изменит сложившуюся на настоящий момент ситуацию в Европе. Однако последние события и заявления западных политиков все же заставляют в этом усомниться, так как любой шаг российского руководства сегодня рассматривается странами НАТО либо как угроза, либо как дополнительный предлог нарастить свою боевую мощь на восточных границах.

Поэтому в сложившейся сегодня ситуации совершенно недвусмысленно звучит недавний призыв руководства ЕС к созданию собственной общеевропейской армии. Об этом в начале марта заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. По мнению еврочиновника, главной причиной этого является украинский кризис и внешняя политика России, которую в Евросоюзе оценивают «как в высшей степени агрессивную». Однако на самом деле ЕС, как и Белоруссия, стремится выжать как можно больше из сложившегося сегодня противостояния с Москвой, так как никто в мире в здравом уме воевать с Россией не собирается. Потому и нынешнее предложение Юнкера имеет двоякое значение.

С одной стороны, идея об общеевропейской армии, которая периодически появляется на протяжении не одного десятка лет, официально объявляется стремлением «дать России понять, что мы серьезно относимся к отстаиванию ценностей Европейского союза». Однако сегодня эти «ценности» уже официально защищены НАТО. Более того, на сентябрьском саммите Альянса в Уэльсе было принято решение о создании сил быстрого реагирования, которые будут дислоцироваться на территории, в том числе, сопредельных с Россией стран по принципу ротации. Желание разместить у себя подобные формирования изъявили страны Прибалтики, а также Польша и Румыния. Поэтому на практике особого смысла в дополнительных вооруженных подразделениях у ЕС нет, а, значит, и реальная причина заявления Юнкера — отнюдь не «агрессивная Россия».

С другой стороны, как уже указывалось выше, в Брюсселе планируют использовать сложившуюся ситуацию в собственных интересах: ослабить влияние со стороны Вашингтона. Как известно, за безопасность стран Европы сегодня отвечает НАТО, в состав которого входят 22 страны ЕС. При этом больше всего военных расходов несут именно США, в то время как многие европейские страны значительно снизили свои расходы на оборону и тратят на нее меньше 2% ВВП. Вашингтон неоднократно призывал европейцев увеличить отчисления на военные нужды, однако значительных подвижек в данном вопросе все еще не наблюдается. В Брюсселе прекрасно понимают, что последнее может крайне негативно сказаться на экономике всей еврозоны, поэтому и не спешат выполнять требования американцев. Однако, несмотря на это, имея самый значительный военный потенциал в мире и опираясь на своего главного союзника в Европе Великобританию (представитель Лондона уже высказался против идеи общей армии, заявив, что национальная безопасность не относится к компетенции Евросоюза) США продолжает пытаться навязать свою волю ЕС. Жалкие попытки отдельных стран противостоять американскому давлению особых успехов не принесли. Поэтому в Брюсселе и хотят использовать любой шанс, чтобы поправить ситуацию. Тем более что сегодня в ЕС уже распространяется мысль о том, что НАТО «не может в полной мере обеспечить задачи по защите европейских ценностей». В нынешней же ситуации, когда Россия официально заявила об окончании своего сотрудничества со странами Европы в рамках ДОВСЕ, перед Брюсселем замаячила дополнительная возможность ослабить хватку Вашингтона, обосновав это своим стремлением обезопасить себя от «российской агрессии».

Конечно, сегодня в создание общеевропейских сил в обозримом будущем не верят даже в самой Европе, так как этому существует множество серьезных препятствий. Например, необходимо окончательно утвердить единую европейскую внешнюю политику и политику безопасности, но сегодня вряд ли все члены ЕС готовы передать Брюсселю полномочия по использованию своих войск. Более того, должен быть разработан единый механизм, который бы регулировал участие европейской армии в боевых действиях за рубежом, а это, учитывая различные подходы и интересы среди стран Евросоюза, сделать на настоящий момент практически невозможно. Но при этом в условиях нарастающей военной истерии в Европе, полностью исключать возможность появления объединенной европейской армии нельзя. И в этом случае Белоруссия снова может оказаться в выигрыше.

Дело в том, что создание единой армии ЕС приведет к ослаблению трансатлантических отношений. Евросоюз сможет осуществлять международные миссии полностью независимо от НАТО, а значит, будет в какой-то степени лишен прямой антироссийской направленности, которая поддерживается Вашингтоном. В такой ситуации вполне вероятно, что Минск может получить предложение о сотрудничестве с объединенными силами Европы, что формально не нарушит условия белорусско-российских военно-политических отношений, так как не будет связано с Североатлантическим альянсом. И в этом случае у белорусского руководства появится дополнительный инструмент в политической игре как с Москвой, так и Брюсселем. Поэтому все, что сегодня происходит вокруг республики, так или иначе приносит внешнеполитическую пользу белорусам. К сожалению, именно из-за этого местным властям продолжает казаться, что их «растущий международный авторитет» перекроет любые внутренние неудачи, а потому интересы простых граждан республики отходят далеко на задний план.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.