26.01.2015, 16:43
Баррель: игра на понижение
Баррель: игра на понижениеМеждународная военная политика
Сланцевая нефть по 18 $ - блеф по-американски или кошмар по-российски.

Ведущие мировые сервисные фирмы, обслуживающие нефтяные и газовые компании, - Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes в середине января 2015 года сообщили о падении спроса на свои услуги во всем мире, особо отметив Северную Америку. В числе аутсайдеров, как большой бизнес, так и небольшие добытчики сланцевой нефти. В частности, Baker Hughes констатировала сокращение с октября 2014-го по январь 2015-го на 15% число работающих скважин в США тогда, как в Саудовской Аравии этот процент составил всего 1,5.

Эти отчеты затрагивали всех производителей. Между, тем агентство «Energy Information Administration», входящее в состав федеральной статистической системы США, привело 12 января неожиданные результаты. Оказывается, в Америке наблюдается «фокусировка добычи сланцевых углеводородов в семи наиболее плодовитых областях, которые обеспечивают добычу 95% сланцевой нефти и газа в стране». Причем ведущие компании планируют уже в феврале нарастить объемы своих продаж до одного миллиона баррелей сланцевой нефти в день. Для минимизации себестоимости активно разрабатываются и новые технологии. Возможен ли рывок в этом направлении? С таким вопросом мы обратились к Сергею Правосудову, генеральному директору Институту национальной энергетики.

«На сегодняшний день технологии разработки сланцевой нефти являются более дорогими, чем её традиционная добыча, - говорит Сергей Правосудов. – И хотя американцы утверждают, что они в перспективе могут снизить её себестоимость до уровня, сопоставимого с ближневосточной ценой барреля, я в этом больше вижу пиара с целью привлечения дополнительных инвестиций, чем реальность».

— Добывается ли сланцевая нефть у нас?

- Сланцевую нефть начинают добывать, когда заканчивается традиционная нефть. Запасы у нас, слава Богу, огромные. Однако и в этом направлении ведутся работы. К примеру, компания «Сургутнефтегаз» добыла больше одного миллиона сланцевой нефти. Дело в том, что в долгосрочной перспективе обычной нефти будет добываться всё меньше и меньше. Поэтому нужно учитывать и этот фактор. И все-таки, когда говорят о том, что сланцевых углеводородов в сотни раз больше традиционных, имеют в виду исключительно ресурсный потенциал, а не разведанные запасы. В целом конъюнктура сейчас не благоволит этому бизнесу.

— То есть в настоящий момент у компаний, добывающих сланцевую нефть, нет реальных перспектив?

- Сейчас для американских компаний, добывающих сланцевую нефть, настали плохие времена. В их активы никто не вкладывается, им также не дают новые кредиты. Я вижу для них только два выхода: банкротство или национализация. Но если будет политическая воля американского правительства, им могут быть выделены огромные средства. Вот только снизится ли себестоимость после этого, никто не знает. Впрочем, как только цена на нефть поднимется, воспрянут и они. А пока вынуждены жестко сворачивать инвестиции.

Что касается перспектив по себестоимости, теоретически также имеются предпосылки по её снижению, но только теоретически. В любом случае нефть крупных месторождений, в первую очередь, на Ближнем Востоке остается выигрыше

— Иными словами «сланец» не конкурентоспособен?

- Сейчас – да! Изменить положение, наверное, можно, но только за счет технологий, работающих на иных принципах, чем есть сейчас. Честно говоря, я о таких реальных разработках не слышал.

— Компании в США ожидают резкое снижение себестоимости вплоть до $ 18 за баррель, если выйдут на объем добычи миллион баррелей в сутки. Что скажите об этом?

- Безусловно, чем больше объем, тем ниже себестоимость. Однако для этого нужны просто гигантские расходы воды, источники которой вблизи наиболее богатых месторождений сланцевой нефти в нужных объемах отсутствуют или опять-таки являются дорогими. Это – во-первых. Во-вторых, отчетность компаний, добывающих сланцевую нефть, не сигнализирует о каких-либо принципиальных изменениях в себестоимости разработки, в том числе и на больших объемах сланца. Напротив, мы видим нарастание долговой нагрузки, которая увеличивалась даже при ста долларах за «бочку» нефти. Не говоря о нынешнем положении дел на нефтяном рынке. За разговорами о новых технологиях, на мой взгляд, кроется желание заманить крупных инвесторов, в частности, китайских и японских, которым уже приходится списывать многомиллиардные убытки по этим проектам. Фактически, всё не так хорошо, как им хотелось видеть.

Впрочем, есть и другая точка зрения.

«Себестоимость добычи сланцевой нефти варьируется от 20 до 80 долларов за баррель на разных месторождениях, - констатирует Пикин Сергей, директор фонда энергетического развития, - средняя цифра находится в районе 50 долларов. В целом ключевая идея этого бизнеса заключается в быстром выходе на добычу и в быстрой реализации добытого топлива, при одновременном увеличении объемов. Думается, что в нынешних условиях минимизация издержек будет идти, в том числе, и за счет укрупнения сильных компаний путем поглощения среднего бизнеса. Уже сейчас многие небольшие фирмы распродают свои активы на «мусорном» уровне», что способствует укрупнению более сильных игроков.

— Большим компаниям легче будет получить поддержку правительства США?

- В отличие от нашей системы американские власти напрямую частный бизнес не поддерживают. Их задача состоит в создании равных и комфортных условия, в том числе, через ставки по кредитам и законодательные инициативы.

— А что вы скажите об инновациях, в частности, о технологии автоклавирования непосредственно в местах залегания?

- Американцы имеют уже большой опыт в этом деле. Вспомним, что активное освоение сланцевой нефти началось в 2009 году, а по газу – еще раньше, в 2005 году. Понятное дело, что за это время ими достигнуты определенные результаты, поэтому вполне вероятно, что имеются наработанные «ноу-хау». Кроме того, те, кто занимается этим бизнесом, максимально мотивированы. Так что мы может стать свидетелями новых изобретений в этой области и новых потрясений на рынке нефти.

— Правда ли, что будущее именно за сланцевыми углеводородами, поскольку обычная нефть постепенно исчерпывается.

- Действительно, потенциальные запасы сланцевой нефти многократно превышают имеющий объем разведанной традиционной нефти, однако не все месторождения можно разрабатывать по экономическим причинам. Если говорить о России, то на сегодня мы не имеем реальную картину по этим месторождениям, но даже то, что нам известно, впечатляет. Например, в Баженовских свитах, где идут бурения, имеются колоссальные объемы сланцевой нефти, а вот эффективных технологий по её добыче у нас нет. В целом, что бы ни говорили скептики, сланцевая нефть стала весомым фактором на мировом рынке.

— Можно ли надеется на отскок нефти?

- Отскока, как такового, не будет. Скорей всего, следует ждать стабилизации цен на уровне 45-50 долларов за баррель. А дальше все будет зависеть от статистики спроса. На наш взгляд, этот год пройдет под знаком избыточного предложения. Если же выяснится, что спрос стагнирует или даже сужается, то нефть уйдет ниже сорока долларов за «бочку».

— Однако правительство закладывает 60-80 долларов за баррель…

- Они - оптимисты. Им просто по-иному на эту ситуацию смотреть нельзя, иначе бюджет не сойдется.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.