17.03.2015, 00:55
Авиапром РФ: чудеса на виражах
Авиапром РФ: чудеса на виражахМеждународная военная политика
Зачем нам «удвоение» МиГ-35 и военно-транспортные самолеты для перевозки 1,5 танка «Армата»?

В рамках проекта «Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации» (ПАК ТА) будет создано целое семейство военно-транспортных самолетов, часть из которых будет специально спроектирована для перевозки танков и боевых машин на платформе «Армата». Об этом 16 марта «Ленте.ру» сообщил источник в оборонной промышленности.

- Машины тяжелого и сверхтяжелого класса должны будут уметь перевозить всю имеющуюся и перспективную номенклатуру техники Сухопутных войск и ВДВ. Это касается и танка «Армата», а также боевых машин на его основе, которые по своим массогабаритным характеристикам не могут перевозиться самолетами Ил-76, — отметил источник.

В составе ВВС новые самолеты в 2020-30-х годах должны заменить остающиеся в строю Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан», а также Ил-76.

Отметим, что в России довольно длительное время не было существенного увеличения бортов транспортной авиации. Только недавно ульяновский завод ЗАО «Авиастар-СП», который еще несколько лет назад был чуть ли не банкротом, развернул производство Ил-76МД-90А. Там же сейчас производится ремонт и модернизация Ан-124 «Руслан», так как российско-украинский проект по возобновлению производства и модернизации этого тяжелого «транспортника» в связи с политической ситуацией больше не стоит на повестке дня, как и другие совместные российско-украинские проекты в авиастроении.

Есть еще одна интересная и довольно спорная задумка в российской оборонной отрасли. 13 марта гендиректор российская самолетостроительная корпорация «МиГ» Сергей Коротков заявил, что рассчитывает в ближайшей перспективе подписать госконтракт на поставку ВВС России партии многофункциональных истребителей МиГ-35 (напомним, этот самолет участвовал в известном индийском тендере, где в итоге победил французский Rafale - «СП»). По словам Короткова, в настоящее время идет нормальная предконтрактная работа по подготовке необходимых документов. Он также отметил, что закупка Минобороны РФ этих многофункциональных истребителей поколения «4++» предусмотрена действующей госпрограммой вооружений.

Стоит сказать, что в конце января 2015-го СМИ со ссылкой на источник в военно-промышленном комплексе сообщили, что на базе истребителя МиГ-35 будет разработан новый легкий истребитель для ВВС России. Как отмечалось, на это уйдет порядка двух-трех лет.

На сегодняшний день проводить работы по проекту ПАК ТА нецелесообразно, говорит заместитель директора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев.

- Сейчас все имеющиеся ресурсы надо сконцентрировать на выпуске новых самолетов Ил-476 (неофициальное название Ил-76МД-90 – «СП»). Этот самолет способен перевозить грузы массой 80 тонн с крейсерской скоростью 770-850 км/ч на дальность до 5000 км. То есть это самолет средней грузоподъемности. Напомню, что украинский «транспортник» сверхбольшой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия» может брать на борт 220 тонн – четыре танка Т-72. Скажем, Ил-76 способен перевезти один Т-72, а вот транспортировка Т-90 требует уже частичного разукомплектования танка. Учитывая, что масса Т-14 «Армата» будет не менее 60 тонн в комплектации с полной динамической защитой, то, извиняюсь, перевозить 1,5 танка на среднем самолете ВТА, и два - на тяжелом, экономически не выгодно. О проекте самолета сверхбольшой грузоподъемности вряд ли можно говорить всерьез - это дело весьма и весьма отдаленного будущего. Вообще танки на ТВД доставляются железнодорожным транспортом или на специальных автомобильных платформах.

Теперь что касается разработки на базе МиГ-35 легкого истребителя. В качестве такого самолета рационально было бы использовать учебно-боевой самолет Як-130, который может выступать в роли легкого штурмовика и истребителя. Одно время у нас неоднократно говорилось о том, что он будет оборудован высокоточным оружием и РЛС Барс-130. Поэтому, на мой взгляд, разрабатывать легкий истребитель на базе МиГ-35 в нынешних экономических условиях – нецелесообразно. Что касается закупки МиГ-35 для нужд ВС РФ, то неизвестно, в какой степени готовности находится истребитель. Если его доводка осуществлялась с момента, как мы выбыли из индийского тендера, как об этом неоднократно заявлялось, то, наверное, МиГ-35 действительно готов. И поставки в ВВС существенно повысит шанс этих самолетов быть востребованными на мировом рынке.

МиГ-35 три с лишним года назад, когда он предлагался на тендер для ВВС Индии, действительно был сырым самолетом с множеством недоработок, в том числе и по бортовому радару с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Но, что важно, российская сторона этого не скрывала, и предлагала индийцам в рамках тендерных договоренностей завершить работы над истребителем вместе, если, конечно они этого пожелают. Такая практика – совершенно нормальное явление, когда заказчику предлагается до конца неразработанная техника, чтобы он сам определил – в каком варианте ему выгодна покупка. Напомню, что подобная ситуация была и в случае с продажей Су-30МКИ: был и начальный облик, и второй вариант. И только потом самолет получил так называемое «окончательное техническое лицо». Так вот, истребители первого варианта были поставлены, а потом возвращены в Россию, после чего больше половины их было продано Анголе, другие сейчас находятся в Барановичах в Белоруссии.

Таким образом, исключение МиГ-35 из индийского тендера было неоправданно, несмотря на недоработки, которые, повторю, руководство корпорации от индийской стороны не скрывало.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский считает журналистским трюком новость о том, что в рамках проекта ПАК ТА часть самолетов будет специально спроектирована для перевозки танков и боевых машин на платформе «Армата».

- На учениях «Восток-2011» авиация перебрасывала танки. Правда, по следующей схеме: один танк – один самолетовылет. Представляете, какова стоимость такой доставки десятка машин? В общем, Минобороны потренировалось и решило поступить так: чтобы обеспечить оперативное развертывание на отдаленных стратегических направлениях, следует применять систему двойного базирования, когда техника бригады находится на охранении на ТВД, а личный состав перебрасывается по воздуху. Но переброска танков с помощью авиации – это чудовищно дорогое удовольствие.

— Тем более, учитывая тот факт, что у нас и для переброски личного состава катастрофически не хватает самолетов ВТА...

- Вот именно. В настоящий момент одним рейсом мы не сможем высадить бригаду десантников, не говоря уже о дивизии. Дай бог, если удастся высадить полк (численность личного состава полностью развернутого по штату парашютно-десантного полка составляет 1500—1700 человек). В общем, новость про переброску танков из области фантастики.

Что касается легкого истребителя, то, на мой взгляд, в настоящее время мы можем обойтись и без него, это не самое перспективное направление развития истребительной авиации.

— Ниша легкого истребителя - прикрытие войск и объектов фронта?

- Да. По «земле» он если и работает, то на очень небольшой глубине, при этом его возможности здесь крайне ограничены. По сути дела, он обеспечивает завоевание господства в воздухе и выполняет задачи ПВО на достаточно небольших участках. И хотя легкий истребитель должен быть существенно дешевле, чем перехватчики типа МиГ-31 или универсальные типа Су-30, Су-35, тем не менее, его дешевизна не оправдывается достаточно низкими возможностями и неуниверсальностью машины. В этом смысле все-таки гораздо перспективнее выглядит боевая машина на базе Як-130 в качестве легкого штурмовика в конфликтах низкой интенсивности, которая может работать и против вертолетов. Но, честно сказать, Минобороны сейчас не особо заинтересовано в этом проекте. Не секрет, что в ГПВ-2020 заложены ОКР «Шершень» по перспективному штурмовику на базе Су-25.

Что касается МиГ-35, то самолет имеется только в одном единственном экземпляре. Какой самолет предлагают Минобороны – надо еще посмотреть. Если со времен индийского тендера он доработан, то, возможно, под требования министерства какой-то выпуск этих самолетов и будет налажен. Возможно, появится и корабельная версия этого обновленного истребителя. Но если честно сказать, то в условиях крайней экономии, есть и более приоритетные направления.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.