23.08.2015, 19:16
Авиационные комплексы авиации
Авиационные комплексы авиацииМеждународная военная политика
На чем российские ВВС хотят летать в XXI веке?

В России уже не первый год идет масштабная работа над проектами принципиально новых боевых самолетов. Большая их часть определена тяжеловесно-неуклюжей языковой конструкцией «Перспективный авиационный комплекс авиации»: фронтовой, дальней, корабельной, транспортной. Мы свели воедино основную информацию по этим проектам.


ПАК ФА

Проще всего с перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации — пресловутым «истребителем пятого поколения», создаваемым по программе «И-21». Проработки облика самолета начались еще в конце 1990-х годов, техническое задание на проектирование выдали в 2002 году. Машина Т-50, созданная по этому проекту ОКБ Сухого, поднялась в воздух в январе 2010 года и сейчас активно проходит испытания. В 2015 году начались, в частности, испытания вооружения для самолета. 




ПАК ФА создавался как тактический аналог американского истребителя F-22 Raptor, в оригинале это тяжелый многоцелевой истребитель, способный как бороться за господство в воздухе, так и применять высокоточное оружие по поверхности. В предыдущем поколении аналогами таких машин были российские Су-30МК (во всем многообразии) и Су-35С, а также американские F-15.

Сроком начала поставок машины в войска обозначен 2017 год. Ранее планировалось закупить до 2020 года 65 единиц Т-50, но недавно военные уточнили, что в названные сроки будет закуплено лишь 12 машин, а остальные — после 2020 года. Это связано со сложностью отработки новой техники, с переносом времени ее разработки, а также с бюджетными сложностями.

У ПАК ФА есть младший брат, предназначенный для морской авиации. Это ПАК КА — комплекс корабельной авиации, новый палубный самолет. Работа в этом направлении еще только началась и по большей части не оформлена. Но точно известно, что гипотетический ПАК КА будет создаваться на базе ПАК ФА, — об этом осенью 2014 года заявил замглавкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук. Источники в отрасли сообщали, что при проектировании ПАК ФА учитывались требования к обеспечению в том числе и палубного базирования — в будущем.


ПАК ДА

Работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации были запущены в 2009 году. В результате военные хотели получить единый тип дальнего бомбардировщика, который заменит нынешние Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Контракт на разработку выиграло ОАО «Туполев», после чего прошел этап определения облика машины. 




Техническое задание на бомбардировщик военные выдали в декабре 2011 года, а к началу 2012 года была завершена научно-исследовательская часть программы и начата разработка аванпроекта.

Считается, что машина будет дозвуковой, выполненной по схеме «летающее крыло»; требования к самолету формулировались исходя из экономичности силовой установки и увеличения времени патрулирования с высокой боевой нагрузкой. В состав бортового вооружения включат значительный перечень управляемого оружия, в том числе перспективных гиперзвуковых крылатых ракет. В корпорации «Тактическое ракетное вооружение» отметили, что дополнительно в боекомплект войдут ракеты типа «воздух-воздух». Двигатели для самолета делает ОАО «Кузнецов» на базе модернизированных НК-32 от Ту-160.

Летом 2012 года возникла довольно примечательная полемика между военными (заказчиками проекта) и вице-премьером Рогозиным (правительственным организатором и контролером исполнения). Рогозин потребовал, причем публично, сделать самолет гиперзвуковым, обосновав это необходимостью прорыва ПВО противника. «Посмотрите на уровень развития противовоздушной и противоракетной обороны: все эти самолеты никуда не долетят. Ни наши к ним, ни их к нам. Надо думать о совершенно нетривиальных вещах», — заявил тогда вице-премьер.

Военные возразили, что самолет им нужен как дозвуковая платформа-носитель дальнего высокоточного оружия (в том числе, естественно, и гиперзвукового), способная долго держаться в воздухе. А лететь «к ним» эти бомбардировщики и не собирались. Проект самолета был в итоге утвержден в марте 2013 года.

Теперь в связи с перезапуском производства бомбардировщиков Ту-160 в Казани и нарастающими финансовыми сложностями принято решение передвинуть сроки разработки ПАК ДА на период после 2021 года, ориентировав его на замену только Ту-95МС и Ту-22М3. Ранее предполагалось, что самолет взлетит в 2019 году, а сейчас, по заявлению разработчиков двигателей, первый полет вряд ли возможен ранее 2024 года.


ПАК ТА

Разработка семейства новых тяжелых и сверхтяжелых военно-транспортных самолетов (комплекса транспортной авиации) началось в 2013 году в рамках проекта «Ермак», или ПТС (перспективного транспортного самолета). 




Семейство должно заменить в ВВС самолеты Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан». Как утверждается, в проекте будет создана целая линейка унифицированных по бортовому оборудованию машин с максимальной грузоподъемностью от 80 до 200 тонн.

В апреле 2014 года были начаты работы по определению вида бортового радиоэлектронного оборудования для «Ермаков»; основные работы начнутся в 2016 году. Серийное производство самолетов развернется в Ульяновске (на заводе «Авиастар-СП») после 2024 года.

Некоторые эксперты утверждают, что базой проекта «Ермак» (ПАК ТА) может послужить нереализованный проект Ил-106. В 1987 году аванпроект этой машины выиграл конкурс ВВС СССР на перспективный оперативно-стратегический военно-транспортный самолет грузоподъемностью 80 тонн.


ПАК ДП

Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата будет разрабатываться для замены перехватчиков МиГ-31, которые занимают особую нишу в обороне страны от средств воздушного нападения (в том числе от крылатых ракет). МиГ-31 используются для усиления ПВО плохо защищенных участков границы — в частности, до недавнего времени они составляли основу российской арктической группировки ПВО. 




Первоначально (в 2014 году) сообщалось, что работа по ПАК ДП начнется после 2017 года, а первые машины передадут в войска после 2025 года. Но недавнее заявление главкома Бондарева отнесло начало работ над самолетом уже за рубеж 2019 года.

Учитывая важность высокоточных неядерных средств воздушного нападения, которые уже давно стали приоритетами развития в крупных странах, повышается и актуальность разработки авиационного комплекса перехвата для борьбы с ними.

В данный момент известно, что ведется проектирование бортового радиоэлектронного комплекса новой машины. Самолеты типа МиГ-31 не зря прозвали «летающими ЗРК»: их радары и система управления огнем (бортовой комплекс «Заслон») дают им весьма солидные возможности по контролю воздушного пространства и перехвату целей (в том числе групповых). У МиГ-31 даже есть возможность работы в режиме самолета радиолокационного дозора и наведения для других машин.


ПСШ

После распада СССР основной производитель штурмовиков Су-25 (Тбилисский авиазавод) остался за пределами России. Линия по выпуску другой модификации этих самолетов (Су-25Т и Су-25УБМ — так называемых «горбатых») сохраняется на Улан-Удэнском авиазаводе, однако крупного заказа на них так и не было. 




В данный момент принято решение обновить штурмовую авиацию не только проектом модернизации имеющихся строевых машин в версию Су-25СМ, но и выпуском нового самолета. Судя по публиковавшимся документам, разработка ведется в рамках ОКР «Шершень-ЭП» с формулировкой «Перспективный самолет-штурмовик на базе самолета типа Су-25». Осенью 2013 года ОКБ Сухого получило госкредит на сумму 210 миллионов рублей для создания эскизно-технического проекта машины.

Новый штурмовик по действовавшим ранее планам должен был появиться до 2020 года — во всяком случае, в 2013 году тогдашний главком ВВС Александр Зелин заявлял, что ПСШ включен в план закупок на период до 2020 года. Как они будут скорректированы в связи с усложнением финансовой ситуации (и будут ли) — пока неизвестно.

Сообщалось, что самолет будет создаваться с минимальным конструктивными изменениями относительно базового Су-25. В частности, он, вероятно, получит усовершенствованные двигатели Р-195 и практически полностью сохранит планер. Зато полностью обновят и оцифруют «борт» — бортовое радиоэлектронное оборудование. Машина получит новый прицельно-навигационный комплекс и возможность применять новые управляемые средства поражения (в том числе со спутниковой системой наведения). Также будут проведены работы по снижению радиолокационной заметности самолета.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Мировой ВПК  20.02.2017
На англоязычном военном форуме Realitymod.com появилась информация, что некие западные компании решили создать так называемые «умные снаряды» против российского танка Т-14. Их назначение — не только обмануть активную защиту, но и поразить машину в уязвимых местах. И через несколько лет стальной кулак Путина потеряет угрожающую мощь.
Геополитика  20.02.2017
В НАТО намерены резко усилить свое военно-морское присутствие в Черном море. Об этом объявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи министров обороны стран-союзников, завершившейся в Брюсселе. При этом генсек грозно добавил: «Диалог с позиции силы с РФ сработал в годы холодной войны, будет работать и сейчас».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?