03.12.2014, 19:23
Атомный поезд ушел на Америку
Атомный поезд ушел на АмерикуМеждународная военная политика
Малоизвестные факты о советских железнодорожных ракетных комплексах.

В конце 1989 года в СССР был принят на вооружение Боевой железнодорожный комплекс с межконтинентальными баллистическими ракетами (БЖРК), который не имел аналогов в мире. Советские атомные поезда постоянно находились в движении и наводили ужас на американцев.


Тридцать раз по тридцать «хиросим»

По одной из легенд мобильные ракетные комплексы, способные передвигаться по рельсам, были разработаны в Советском Союзе после того, как прошла информация о том, что подобное уже сделали в США. Якобы, в КГБ даже была фотография, на которой изображен американский атомный поезд. Ничего этого в реальности не было, американцы подумывали о создании железнодорожных ракетных комплексов, но из-за сложности технической задачи, вынуждены были отказаться от этой затеи. А наши конструкторы, поставленные перед фактом существования у противника нового вида оружия, с задачей справились.

Впрочем, ближе к истине то, что создание железнодорожного ракетного комплекса стало ответом на размещение штатами своих «Першингов» на территории ФРГ. «Першинги», которым молва приписывала какую-то фантастическую точность, угрожали советским ракетам, размещенным в шахтах. Отсюда и возникла необходимость мобильных комплексов. Американские спутники могли, конечно, отследить перемещения атомных поездов из-за их характерной конфигурации, зато БЖРК могли использовать в качестве укрытий железнодорожные тоннели. Один американский генерал спустя годы признался, что обнаруживать наши атомные поезда было то же, что искать иголку в стоге сена.

При этом для ответного удара было достаточно сохранить хотя бы один БЖРК с тремя ракетами. Они несли по три десятка боеголовок, каждая из которых была мощностью в тридцать «хиросим».


Запуск «Молодца»

Были разработаны БЖРК с транспортно-пусковым контейнером внутри специальных вагонов. Весь период эксплуатации ракета находится контейнере. Самым сложным было обеспечение устойчивости вагона при пуске ракеты. Для этого разработали трехвагонный сцеп, который позволял равномерно распределить нагрузку. Причем это было важно не только во время пуска, но и сразу после него, когда вагон с контейнером сразу становился на сто тонн легче. Два соседних вагона из сцепки догружали пусковой вагон, прижимая его к рельсам.

Уже в 1983 году началось строительство маршрутов патрулирования с местами стоянок для «атомных поездов». С тем, чтобы можно было производить пуски ракет из любой точки следования. Создание железнодорожного ракетного комплекса позволяло сохранить ракетный потенциал даже при внезапном нападении и сделать ответный удар неизбежным. Достигалась пресловутая «гарантия взаимного уничтожения».

В том же году ЦК КПСС и Совет Министров СССР поставили задачу разработать для БЖРК усовершенствованную межконтинентальную баллистическую ракету PT-23УТТХ «Молодец» (15П961)(на Западе ее прозвали «Скальпелем»). Разработку поручили КБ «Южное», которым руководил конструктор Владимир Федорович Уткин.

Те, кто видел запуск «Молодца», утверждают, что это феерическое зрелище. Получив соответствующую команду, атомный поезд останавливался и фиксировал себя. Специальные устройства отодвигали контактную сеть. После загрузки полетного задания с координатами цели крыши вагонов расходились, и контейнеры поднимались в вертикальное положение. После пуска, ракета подбрасывалась на тридцать метров, и только после этого включался маршевый двигатель.


НАТО проследило

Испытания железнодорожной МБР 15Ж61 проходили в Плесецке в течение двух лет. Из 16 пусков ракет один оказался аварийным. БЖРК испытывались в разных климатических зонах, включая вечную мерзлоту и пустыню. 28 ноября 1989 года боевой железнодорожный комплекс 15П961 был принят на вооружение. Всего было построено 12 комплексов. Правда, прослужили они недолго.

В обычном режиме БЖРК несли боевое дежурство без движения по железнодорожной сети страны. Если степень боевой готовности повышали, поезда расходились по маршрутам патрулирования. В течение суток они могли преодолевать до тысячи километров. Но с 1991 года по договоренности с США БЖРК могли нести дежурство только стационарно. Еще через два года по договору СНВ-2 Россию обязали за десять лет снять все комплексы с вооружения. Что и было сделано. Правда, не за десять, а за двенадцать лет. Пусковые установки уничтожали в Брянске под присмотром наблюдателей из НАТО.

Остается добавить, что в состав БЖРК входил железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации: три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ, командный модуль в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов, два тепловоза ДМ-62.

Технические характеристики ракеты 15Ж61 (для БЖРК):

Максимальная дальность – 10000 км
Стартовая масса – 104,5 тонн
Забрасываемый вес – 4050 кг

Длина ракеты в сборе с ТПК – 22,6 м
Максимальный диаметр – 2,4 м

Тип системы управления – автономная, инерциальная
Точность стрельбы, предельное отклонение – 0,5 км.
Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  05.12.2016
Вторую подряд небоевую потерю понесла за последний месяц Морская авиация России. Истребитель Су-33 упал в воду при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов», выполняющий задачи у берегов Сирии. Бесценный опыт нарабатывается дорогой ценой, и некоторые подробности аварии выглядят крайне показательными с точки зрения расследования причин инцидента. Минобороны в понедельник сообщило о том, что накануне в Средиземном море во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерян истребитель Су-33.
Мировой ВПК  05.12.2016
В Средиземном море потерпел аварию второй истребитель из состава российской авианосной группы. Су-33 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, по официальным данным, упал при заходе на посадку после выполнения боевого задания, выкатившись с палубы авианосца.
Геополитика  05.12.2016
После телефонного разговора с главой Тайваня Дональд Трамп совершил очередной «антикитайский» шаг, опубликовав твит с жесткой критикой экономической и военной политики Пекина. Однако ошибкой было бы считать это как дипломатической неопытностью, так и безответственным популизмом. Избранный президент США точно знает, что делает.
Мировой ВПК  05.12.2016
Причины аварии ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблём «Прогресс МС-04» пока еще до конца не выяснили. Рано. Но многие из тех, кто знаком с состоянием дел в «Роскосмосе», считают, что выяснять их поздно. Потому что в принципе они известны. И если данную конкретную причину данной конкретной аварии выявят и устранят, то далеко не факт, что уже выявленные причины «пролёта» России мимо космоса окажутся устранены.
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?
Конфликты  29.11.2016
Иран внезапно изменил свое мнение по поводу использования Россией авиабаз на своей территории. Если еще в августе из-за такого использования в Иране возник целый внутриполитический скандал, то сейчас Тегеран едва ли не призывает Москву воспользоваться своими аэродромами. Похоже, у этой перемены настроения есть глобальный политический подтекст. Тегеран готов вновь предоставить ВКС России авиабазу Ноуже в Хамадане, если этого потребует ситуация в Сирии, заявил во вторник советник главы МИД Ирана Хоссейн Шейхольэслам.