03.12.2014, 19:23
Атомный поезд ушел на Америку
Атомный поезд ушел на АмерикуМеждународная военная политика
Малоизвестные факты о советских железнодорожных ракетных комплексах.

В конце 1989 года в СССР был принят на вооружение Боевой железнодорожный комплекс с межконтинентальными баллистическими ракетами (БЖРК), который не имел аналогов в мире. Советские атомные поезда постоянно находились в движении и наводили ужас на американцев.


Тридцать раз по тридцать «хиросим»

По одной из легенд мобильные ракетные комплексы, способные передвигаться по рельсам, были разработаны в Советском Союзе после того, как прошла информация о том, что подобное уже сделали в США. Якобы, в КГБ даже была фотография, на которой изображен американский атомный поезд. Ничего этого в реальности не было, американцы подумывали о создании железнодорожных ракетных комплексов, но из-за сложности технической задачи, вынуждены были отказаться от этой затеи. А наши конструкторы, поставленные перед фактом существования у противника нового вида оружия, с задачей справились.

Впрочем, ближе к истине то, что создание железнодорожного ракетного комплекса стало ответом на размещение штатами своих «Першингов» на территории ФРГ. «Першинги», которым молва приписывала какую-то фантастическую точность, угрожали советским ракетам, размещенным в шахтах. Отсюда и возникла необходимость мобильных комплексов. Американские спутники могли, конечно, отследить перемещения атомных поездов из-за их характерной конфигурации, зато БЖРК могли использовать в качестве укрытий железнодорожные тоннели. Один американский генерал спустя годы признался, что обнаруживать наши атомные поезда было то же, что искать иголку в стоге сена.

При этом для ответного удара было достаточно сохранить хотя бы один БЖРК с тремя ракетами. Они несли по три десятка боеголовок, каждая из которых была мощностью в тридцать «хиросим».


Запуск «Молодца»

Были разработаны БЖРК с транспортно-пусковым контейнером внутри специальных вагонов. Весь период эксплуатации ракета находится контейнере. Самым сложным было обеспечение устойчивости вагона при пуске ракеты. Для этого разработали трехвагонный сцеп, который позволял равномерно распределить нагрузку. Причем это было важно не только во время пуска, но и сразу после него, когда вагон с контейнером сразу становился на сто тонн легче. Два соседних вагона из сцепки догружали пусковой вагон, прижимая его к рельсам.

Уже в 1983 году началось строительство маршрутов патрулирования с местами стоянок для «атомных поездов». С тем, чтобы можно было производить пуски ракет из любой точки следования. Создание железнодорожного ракетного комплекса позволяло сохранить ракетный потенциал даже при внезапном нападении и сделать ответный удар неизбежным. Достигалась пресловутая «гарантия взаимного уничтожения».

В том же году ЦК КПСС и Совет Министров СССР поставили задачу разработать для БЖРК усовершенствованную межконтинентальную баллистическую ракету PT-23УТТХ «Молодец» (15П961)(на Западе ее прозвали «Скальпелем»). Разработку поручили КБ «Южное», которым руководил конструктор Владимир Федорович Уткин.

Те, кто видел запуск «Молодца», утверждают, что это феерическое зрелище. Получив соответствующую команду, атомный поезд останавливался и фиксировал себя. Специальные устройства отодвигали контактную сеть. После загрузки полетного задания с координатами цели крыши вагонов расходились, и контейнеры поднимались в вертикальное положение. После пуска, ракета подбрасывалась на тридцать метров, и только после этого включался маршевый двигатель.


НАТО проследило

Испытания железнодорожной МБР 15Ж61 проходили в Плесецке в течение двух лет. Из 16 пусков ракет один оказался аварийным. БЖРК испытывались в разных климатических зонах, включая вечную мерзлоту и пустыню. 28 ноября 1989 года боевой железнодорожный комплекс 15П961 был принят на вооружение. Всего было построено 12 комплексов. Правда, прослужили они недолго.

В обычном режиме БЖРК несли боевое дежурство без движения по железнодорожной сети страны. Если степень боевой готовности повышали, поезда расходились по маршрутам патрулирования. В течение суток они могли преодолевать до тысячи километров. Но с 1991 года по договоренности с США БЖРК могли нести дежурство только стационарно. Еще через два года по договору СНВ-2 Россию обязали за десять лет снять все комплексы с вооружения. Что и было сделано. Правда, не за десять, а за двенадцать лет. Пусковые установки уничтожали в Брянске под присмотром наблюдателей из НАТО.

Остается добавить, что в состав БЖРК входил железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации: три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ, командный модуль в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов, два тепловоза ДМ-62.

Технические характеристики ракеты 15Ж61 (для БЖРК):

Максимальная дальность – 10000 км
Стартовая масса – 104,5 тонн
Забрасываемый вес – 4050 кг

Длина ракеты в сборе с ТПК – 22,6 м
Максимальный диаметр – 2,4 м

Тип системы управления – автономная, инерциальная
Точность стрельбы, предельное отклонение – 0,5 км.
Категория: Мировой ВПК



Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Хостинг от uWeb