03.12.2014, 19:23
Атомный поезд ушел на Америку
Атомный поезд ушел на АмерикуМеждународная военная политика
Малоизвестные факты о советских железнодорожных ракетных комплексах.

В конце 1989 года в СССР был принят на вооружение Боевой железнодорожный комплекс с межконтинентальными баллистическими ракетами (БЖРК), который не имел аналогов в мире. Советские атомные поезда постоянно находились в движении и наводили ужас на американцев.


Тридцать раз по тридцать «хиросим»

По одной из легенд мобильные ракетные комплексы, способные передвигаться по рельсам, были разработаны в Советском Союзе после того, как прошла информация о том, что подобное уже сделали в США. Якобы, в КГБ даже была фотография, на которой изображен американский атомный поезд. Ничего этого в реальности не было, американцы подумывали о создании железнодорожных ракетных комплексов, но из-за сложности технической задачи, вынуждены были отказаться от этой затеи. А наши конструкторы, поставленные перед фактом существования у противника нового вида оружия, с задачей справились.

Впрочем, ближе к истине то, что создание железнодорожного ракетного комплекса стало ответом на размещение штатами своих «Першингов» на территории ФРГ. «Першинги», которым молва приписывала какую-то фантастическую точность, угрожали советским ракетам, размещенным в шахтах. Отсюда и возникла необходимость мобильных комплексов. Американские спутники могли, конечно, отследить перемещения атомных поездов из-за их характерной конфигурации, зато БЖРК могли использовать в качестве укрытий железнодорожные тоннели. Один американский генерал спустя годы признался, что обнаруживать наши атомные поезда было то же, что искать иголку в стоге сена.

При этом для ответного удара было достаточно сохранить хотя бы один БЖРК с тремя ракетами. Они несли по три десятка боеголовок, каждая из которых была мощностью в тридцать «хиросим».


Запуск «Молодца»

Были разработаны БЖРК с транспортно-пусковым контейнером внутри специальных вагонов. Весь период эксплуатации ракета находится контейнере. Самым сложным было обеспечение устойчивости вагона при пуске ракеты. Для этого разработали трехвагонный сцеп, который позволял равномерно распределить нагрузку. Причем это было важно не только во время пуска, но и сразу после него, когда вагон с контейнером сразу становился на сто тонн легче. Два соседних вагона из сцепки догружали пусковой вагон, прижимая его к рельсам.

Уже в 1983 году началось строительство маршрутов патрулирования с местами стоянок для «атомных поездов». С тем, чтобы можно было производить пуски ракет из любой точки следования. Создание железнодорожного ракетного комплекса позволяло сохранить ракетный потенциал даже при внезапном нападении и сделать ответный удар неизбежным. Достигалась пресловутая «гарантия взаимного уничтожения».

В том же году ЦК КПСС и Совет Министров СССР поставили задачу разработать для БЖРК усовершенствованную межконтинентальную баллистическую ракету PT-23УТТХ «Молодец» (15П961)(на Западе ее прозвали «Скальпелем»). Разработку поручили КБ «Южное», которым руководил конструктор Владимир Федорович Уткин.

Те, кто видел запуск «Молодца», утверждают, что это феерическое зрелище. Получив соответствующую команду, атомный поезд останавливался и фиксировал себя. Специальные устройства отодвигали контактную сеть. После загрузки полетного задания с координатами цели крыши вагонов расходились, и контейнеры поднимались в вертикальное положение. После пуска, ракета подбрасывалась на тридцать метров, и только после этого включался маршевый двигатель.


НАТО проследило

Испытания железнодорожной МБР 15Ж61 проходили в Плесецке в течение двух лет. Из 16 пусков ракет один оказался аварийным. БЖРК испытывались в разных климатических зонах, включая вечную мерзлоту и пустыню. 28 ноября 1989 года боевой железнодорожный комплекс 15П961 был принят на вооружение. Всего было построено 12 комплексов. Правда, прослужили они недолго.

В обычном режиме БЖРК несли боевое дежурство без движения по железнодорожной сети страны. Если степень боевой готовности повышали, поезда расходились по маршрутам патрулирования. В течение суток они могли преодолевать до тысячи километров. Но с 1991 года по договоренности с США БЖРК могли нести дежурство только стационарно. Еще через два года по договору СНВ-2 Россию обязали за десять лет снять все комплексы с вооружения. Что и было сделано. Правда, не за десять, а за двенадцать лет. Пусковые установки уничтожали в Брянске под присмотром наблюдателей из НАТО.

Остается добавить, что в состав БЖРК входил железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации: три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ, командный модуль в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов, два тепловоза ДМ-62.

Технические характеристики ракеты 15Ж61 (для БЖРК):

Максимальная дальность – 10000 км
Стартовая масса – 104,5 тонн
Забрасываемый вес – 4050 кг

Длина ракеты в сборе с ТПК – 22,6 м
Максимальный диаметр – 2,4 м

Тип системы управления – автономная, инерциальная
Точность стрельбы, предельное отклонение – 0,5 км.
Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.