02.10.2014, 23:50
Арктические санкции и пять историй о нашей промышленности
Арктические санкции и пять историй о нашей промышленностиМеждународная военная политика
После открытия Роснефтью огромных запасов нефти в Карском море вой по поводу западных санкций поднялся заново. Санкции уже успели прозвать «арктическими». Некоторые (те, кому не по душе присоединение Крыма) восхищаются прозорливостью Запада, как будто тот заранее знал, что нефти в Карском море несметные количества. Некоторые (патриоты), кусают локти, вопрошая, как же мы без арктической нефти (о которой еще вчера никто ничего не знал, все только подозревали).

Тем не менее, по моему мнению, важность западных санкций сильно преувеличена даже в таком жизненно важном для нас вопросе. В доказательство приведу 5 весьма характерных историй о получении необходимых нам технологий. Все истории будут так или иначе связаны с автомобильной промышленностью (это связано с моим образованием и местом работы, но таких историй уйма в каждой отрасли).


История первая. ГАЗ и Ford

СССР шел по пути первой пятилетки и остро нуждался в собственном производстве легковых автомобилей, для чего в 1929 году был заключен договор с компанией Ford о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. В 1932 году ГАЗ дал первые автомобили.

Для проведения аналогий с текущей ситуацией поясню, что США признали СССР только в 1933 году, т.е. Ford передавал технологии не просто в условиях санкций, он передавал их непризнанной стране. 


История вторая. АвтоВАЗ и Fiat

Несмотря на работающие в стране заводы (АЗЛК, ЗИЛ, ГАЗ, ИЖ и ЗАЗ), легковых автомобилей в стране производилось крайне мало, и СССР в 1966 году подписал с компанией Fiatдоговор по созданию автозавода с новым производственным циклом. Заметьте, Fiat– компания из страны-участницы НАТО, холодная война в самом разгаре, а с момента Карибского кризиса прошло всего 4 года. 


История третья. АвтоВАЗ и Kuka

Если предыдущие истории знают практически все, то эта наверняка будет откровением. Начав автоматизацию процесса сварки кузовов (гуглите «автоваз сад роботов» и наслаждайтесь), АВТОВАЗ столкнулся с необходимостью закупки большого количества роботов и решил организовать их производство на своих площадях по лицензии мирового лидера Kuka. В итоге в сборочно-кузовном производстве АВТОВАЗа людей практически нет, кузов полностью варят роботы, а за время их производства АВТОВАЗ накопил компетенции и теперь сам является разработчиком таких роботов, проектируя и производя их для себя и для продаж.


История четвертая. А как у них?

Это даже не история, а симптоматичная цитата из книги Артура Хейли «Колёса» (1971 год).

«Это была не просто лаборатория, а отдел, занимавший целое здание, – хранилище секретов, которое тщательно оберегалось и куда редко проникал кто-либо из посторонних. Однако перед тем, кто туда попадал, открывался удивительный мир правдивейшей информации, так как здесь разбирали и разрезали на части и собственные изделия, и изделия конкурентов, а затем объективно сравнивали их. У каждого из трех гигантов автомобильной промышленности были такие лаборатории или нечто подобное.

Здесь полагалось честно и откровенно говорить, если автомобиль конкурента или его отдельные узлы и агрегаты оказывались надежнее, легче, экономичнее, были рациональнее смонтированы или обнаруживали другие преимущества. Характерно, что преданность той или иной компании никогда не влияла на такие суждения. Исследования этой лаборатории иной раз ставили в весьма неприятное положение инженеров и дизайнеров, хотя им было бы еще неприятнее, если бы об этом стало известно прессе или широкой публике. Но это случалось довольно редко. Да и компании не позволяли себе распускать слухи о дефектах, обнаруженных в автомобилях конкурентов, ибо подобная тактика уже назавтра могла повлечь за собой ответную реакцию. Так или иначе, лаборатории делали нужное дело: проверяли изделия и конструкции своей компании и учились у других». 


История пятая. Личный опыт

Я работаю в компании по производству автокомпонентов (думаю, читатель поймет меня, если я не буду объявлять название компании). Компания была образована в 1996 году и занялась изготовлением группы изделий на рынок автозапчастей из подручных комплектующих. Затем мы начали оптимизировать техпроцессы, улучшать конструкцию, внедрять современные стандарты системы качества, патентовать нововведения, работать с поставщиками и через долгие 10 лет стали конвейерными поставщиками на некоторые российские автозаводы (для понимания – это значит, что мы выполняем все испытания, можем обеспечить высокий уровень качества и воспроизводимости процесса производства по очень низким ценам). На этом мы не остановились и продолжили совершенствование, и теперь, к совершеннолетию компании, мы являемся поставщиками двух видов изделий почти на все автозаводы России и начинаем выходить на западных автопроизводителей. Когда встал вопрос об освоении еще одного вида изделий (в чем-то схожего с первыми двумя, но сильно отличающегося и никогда в России не производившегося), мы прочитали всю западную техническую литературу по этому изделию, купили несколько таких изделий от нескольких мировых автопроизводителей, разобрали, тщательно проанализировали и предложили свою конструкцию, обеспечивающую патентную чистоту. С этой конструкцией мы уже выиграли несколько тендеров и в следующем году начнем поставки нового типа изделий сразу и российским и зарубежным автопроизводителям.

На основании этих пяти историй вырисовываются два дальнейших пути обхода санкций для получения таки вожделенной арктической нефти:

1. Мы получим эти технологии у западных компаний в нужный нам срок (см. истории 1 и 2). Как это будет реализовано, пока не понятно – может быть, санкции будут сняты, может, западные компании закроют на них глаза, может, организуют поставки через третьи страны или ещё что-нибудь придумают.

2. Мы сами разработаем свои технологии (на основе заимствования имеющихся западных, см. истории 3, 4 и 5). Этот путь имеет ряд плюсов и минусов. Из минусов – это потребует нескольких лет и крупных затрат на создание отрасли. Из плюсов – в перспективе мы не будем зависеть от запада по этому поводу и при должном уровне организации получим еще одну конкурентоспособную даже на мировом рынке отрасль.

В общем, причин для паники нет. Главное, что нефть наша, и никто её не оспаривает, а уж как мы её будем извлекать, вопрос вторичный и решаемый.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.02.2017
Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что проходящая в ОАЭ выставка вооружения и военной техники IDEX-2017 принесла успех российским производителям танков. Представители одной из ближневосточных стран заявили о намерении заключить крупный контракт на приобретение танков Т-90МС. При этом страна, решившая усилить свои сухопутные силы российской бронетехникой, не называется.
Мировой ВПК  27.02.2017
Первенство в создании самолёта пятого поколения осталось за Америкой. Россия лишь вторая. Что удалось нашим авиаконструкторам извлечь из этого проигрыша и есть ли в "кармане" у ПАК ФА козыри, способные удивить американского "хищника"? Первым быть почётно, первых помнят, о них говорят. Первый человек в космосе, первый на Луне. Попроси вспомнить второго, и собеседник начинает мяться и судорожно вспоминать то, что не задержалось в голове и на минуту. Да, США действительно первые создали истребитель пятого поколения. И тут уже ничего не поделать. В 1997 году первый "хищник" F-22 Raptor уже взмыл в демократическое небо Америки, в то время как до начала работ по Т-50 — истребителю пятого поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21) — оставалось ещё два года.
Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Конфликты  27.02.2017
В середине февраля информационные агентства облетела новость: писатель Захар Прилепин собрал в ДНР свой батальон и получил от лидера республики Александра Захарченко погоны майора. Сам Прилепин сообщил, что он служит в должности замкомбата по работе с личным составом – проще говоря, «замполита» или «политрука».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?