28.02.2015, 11:36
"Антей" и его братья: воздушные грузовики военно-транспортной авиации России
"Антей" и его братья: воздушные грузовики военно-транспортной авиации РоссииМеждународная военная политика
50 лет назад, 27 февраля 1965 года, впервые поднялся в небо тяжелый транспортный самолет Ан-22 "Антей". На протяжении десятилетий он оставался самым грузоподъемным из всех советских серийных самолетов, уступив первенство лишь дальнему транспортнику Ан-124 "Руслан" в 1980-х годах.

Несмотря на "солидный возраст", Ан-22 эксплуатируется военно-транспортной авиацией военно-воздушных сил России. Кроме того, он ежегодно участвует в воздушной части Парада Победы в Москве.

Об "Антее" и других самолетах российской военно-транспортной авиации - в нашем специальном материале.


Универсальный транспорт

Появление Ан-12 можно считать знаковым в жизни воздушно-десантных войск. Возможность воздушного десантирования с этого самолета не только людей, но и бронетехники ВДВ, увеличили оперативные возможности и ударную силу "крылатой пехоты". Легендарный командующий воздушно-десантными войсками генерал армии Василий Маргелов всерьез рассматривал возможность выброски экипажей боевых машин десанта в технике. Однако дальше эксперимента, в котором с Ан-12 на парашютной системе десантировалась БМД с двумя испытателями внутри (одним из них был сын генерала Александр), дело не пошло. 




Помимо воздушных перевозок людей и техники самолеты Ан-12 широко использовались в качестве летающих лабораторий для различных испытаний. Впервые для тяжелых самолетов на Ан-12 были выполнены исследования срывных характеристик. Испытатели смогли установить, что от срыва до входа в штопор летательного аппарата больших размеров проходит определенное время, за которое экипаж способен предотвратить катастрофу.

Также на Ан-12 отрабатывались системы десантирования грузов для самолетов Ан-22 и Ил-76, системы приземления космических кораблей. Также на них проводили испытания катапультных кресел.

Сегодня Ан-12 выполняет повседневные задачи военно-транспортной авиации, а также привлекаются к специальным мероприятиям. В частности, эти самолеты используют в поисково-спасательном обеспечении стартов пилотируемых космических кораблей "Союз-ТМА", также экипажи ВТА регулярно задействуют в учениях по поиску спускаемых аппаратов "Союзов", приземлившихся в нерасчетной точке. Кроме того, Ан-12 приспособлены для устранения в случае необходимости облачности на небе.


Ядерный "Антей"

В начале 1960-х годов министерство обороны потребовало от авиастроителей создать самолет, способный перевозить межконтинентальные баллистические ракеты. При этом была поставлена задача транспортировки не просто носителя ядерного заряда, но также и определенной части стартового оборудования. По замыслу военных, самолет должен был доставлять груз на аэродром, откуда вертолетом его доставляли непосредственно к шахтной пусковой установке. 




Таким самолетом стал Ан-22 (также на главном фото), названный генеральным конструктором Олегом Антоновым "Антей" в честь героя греческой мифологии - всесильного великана Антея. Этот самолет стал первым широкофюзеляжным летательным аппаратом и на протяжении почти двух десятилетий держал рекорд грузоподъемности среди транспортных самолетов СССР.

Ан-22 использовались как в интересах ВТА, так и в гуманитарных миссиях. В 1970 году пять "Антеев" 81 военно-транспортного авиаполка перебрасывали необходимые грузы для оказания помощи населению Перу, пострадавшему от сильного землетрясения. Эта кампания принесла первую потерю - в небе над Атлантикой пропал один самолет. Примерное место его падения впоследствии удалось найти, однако причина катастрофы так и осталась невыясненной. Еще один самолет погиб при доставке гуманитарных грузов в пострадавшую от наводнений Индию в декабре того же года.

Как и Ан-12, "Антеи" участвовали в различных исследованиях. Так, на базе Ан-22 разрабатывался проект сверхдальнего маловысотного самолета противолодочной обороны с ядерной силовой установкой - Ан-22ПЛО. Конструкция воздушного атомохода включала в себя малогабаритный реактор в свинцовой оболочке и турбовинтовые двигатели особой конструкции. Летом 1972 года на полигоне в Семипалатинске экспериментальный самолет с реактором на борту совершил несколько полетов, но после проверки эффективности биозащиты испытания были свернуты.

Ан-22 эксплуатируется в войсках и сегодня. Также этот самолет является постоянным участником воздушной части Парада Победы в Москве, а также присутствует в экспозиции международного авиакосмического салона МАКС в подмосковном Жуковском.


Региональный экспресс и реактивный пограничник

К середине 1970-х годов авиапарк военно-транспортной авиации пополнился ближнемагистральным самолетом Ан-26. В отличие от своих больших собратьев, этот самолет не предназначался для выполнения стратегических задач. В военное время ему отводилась функция доставки боеприпасов и грузов к линии фронта, эвакуации раненых и переброски небольших групп военнослужащих. 

Повседневно Ан-26 используется для транспортных и пассажирских перевозок, до недавнего времени в военно-воздушных силах существовали и "генеральские" самолеты-салоны этой модели. Также Ан-26 задействуют в поисково-спасательных операциях, в том числе в интересах космической отрасли, и для парашютно-десантной подготовки военнослужащих ВДВ и ВВС.

По отзывам летчиков, самолет Ан-26 достаточно комфортен в пилотировании, в частности его устойчивость в полете иногда прощает даже грубые ошибки пилота. Также к достоинствам этого самолета можно отнести его хорошие взлетно-посадочные и прочностные характеристики, способность взлетать с грунтовых аэродромов и общую надежность конструкции. 




Еще одним самолетом, заслужившим положительные отзывы летчиков военно-транспортной авиации, является грузопассажирский Ан-72. Значительная часть этих машин находится в "штабной" эксплуатации и используется для перевозки различных инспекций. Также Ан-72 пригоден для использования в условиях Крайнего Севера. Небольшой, но вместе с тем грузоподъемный (10 тонн) самолет может взлетать с минимально оборудованных заполярных аэродромов.

Кроме того, эти машины могут выполнять задачи по снабжению полярных баз и отдаленных станций, вести ледовую разведку и осуществлять проводку судов. С учетом того, что сегодня продолжается усиление группировки вооруженных сил России в Заполярье, самолеты Ан-72 востребованы для обеспечения эффективной деятельности недавно созданного Арктического командования.

Следует отметить, что Ан-72 активно эксплуатируется не только военными, но и пограничниками. Эти самолеты используются как для доставки людей и грузов, передислокации подразделений и поисковых мероприятий, так и для воздушного патрулирования российских границ.


Богатырь и солдат

Военно-транспортная авиация России обладает самым грузоподъемным самолетом в мире из серийно выпускавшихся. Тяжелый дальний транспортник Ан-124, еще одна машина, которой генеральный конструктор присвоил имя "Руслан", способен нести груз весом до 120 тонн на расстояние почти 5 тыс. км.

Как и у большинства грузовых самолетов и вертолетов советского производства, одной из основных задач "Руслана" была транспортировка ядерного оружия. По сведениям из открытых источников, в 1980-х годах разрабатывался проект воздушного старта межконтинентальной баллистической ракеты с борта Ан-124. Однако данный проект так и остался на бумаге: закончилась холодная война, а вслед за ней прекратил свое существование и Советский Союз.

В новых реалиях экипажам военных "Русланов" пришлось заняться коммерческими перевозками, а некоторые самолеты были переделаны под стандарты гражданских воздушных судов. Между тем несколько Ан-124 по-прежнему несут службу в военно-транспортной авиации. 




Более благосклонна судьба оказалась к представителю другого семейства - тяжелому военно-транспортному самолету Ил-76. Став первым в СССР транспортником с турбореактивными двигателями, 76-й не стоит без дела с первого дня эксплуатации. Он способен перевозить до 245 солдат с оружием или обеспечить выброску 126 десантников. Также в Ил-76 можно перевозить бронетехнику, состоящую на вооружении ВДВ, и большую часть техники мотострелковых войск.

Кроме того, на базе модернизированного самолета Ил-76МД в первой половине 1980-х годов был создан летающий госпиталь "Скальпель". Это машина могла транспортировать до 12 раненых на носилках, еще двое пострадавших размещались в реанимационном блоке.

В настоящее время в России продолжается программа модернизации Ил-76. В ноябре прошлого года завершились испытания глубоко модернизированной версии тяжелого транспортника Ил-76МД-90А. Поставлять модернизированные "Илы" будет ульяновское авиационное предприятие "Авиастар-СП". Минобороны РФ заказало около 40 новых самолетов, стоимость контракта оценивается в 140 млрд руб.

Стоит отметить, что помимо межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.