27.10.2014, 20:25
Андреевский флаг для «Мистраля»
Андреевский флаг для «Мистраля»Международная военная политика
Париж, грозивший в отместку за Украину задержать передачу России нового вертолетоносца, пошел на попятную.

Париж пал под натиском российских дипломатов, юристов, военных моряков и здравого смысла. Примерно так, видимо, можно оценить эту новость: представитель французской судостроительной компании STX 27 октября сообщил, что первый вертолетоносец типа «Мистраль», который построен на ее верфях, будет передан ВМФ РФ «через несколько дней или недель». Предварительно церемония его передачи российскому экипажу назначена на 14 ноября. То есть – в срок, согласно действующему контракту. К великому негодованию Вашингтона, Варшавы, Киева, НАТО и прочих нынешних недругов Москвы.

Вообще-то к этому шло. Соединенные Штаты и Брюссель давно выкручивали руки президенту Франции Франсуа Олланду требованиями проявить «атлантическую солидарность» и ни в коем случае не передавать русским «Мистрали». Потому что те, дескать, тут же используют их против Украины, Грузии или другой такой же «свободолюбивой» страны.

Предлагали даже, на худой конец, выкупить корабли у французов и передать их под объединенное командование НАТО. Но как Олланду было пойти на такое? 3 сентября он, правда, произнес нечто невнятное: мол, поставка первого «Мистраля», уже названного русскими «Владивостоком», может быть приостановлена из-за непрекращающихся вооруженных столкновений в Донбассе. Но от контракта Франция не отказывается, тут же заверил Олланд. Боже упаси! Просто сроки поставки будут, возможно, перенесены…

Еще бы в Париже отказались! «Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS заключили контракт на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль» в июне 2011 года. Сумма сделки составляет 1,2 миллиарда евро. Деньги были исправно переведены нашей страной. Что произошло бы, если бы Олланд сдался и на радость американцам контракт разорвал? Ну, во-первых, те самые 1,2 миллиардов евро надо было бы немедленно вернуть.

Во-вторых, в случае, если задержка с передачей нам «Владивостока» составила бы хотя бы 120 дней, на 121-й и в каждый последующий пришлось бы доплачивать Москве еще по миллиону евро – ежесуточно!

В-третьих, репутация Франции, как надежного поставщика оружия за рубеж, была бы безнадежно подорвана.

В-четвертых, рабочих верфей в Сен-Назере и их смежников пришлось бы массово лишить работы, что чревато для президента с точки зрения внутренней политики.

В-пятых, возникал и такой вот любопытный вопрос: а что делать с кормовой частью корабля? Ведь строили ее в Санкт-Петербурге на ОАО «Балтийский завод» по французскому проекту, на буксире тащили в Сен-Назер. Корма-то «Владивостока» точно изначально принадлежит России. Понимая шаткость любых аргументов против этого, вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин иронично предположил, что корму вертолетоносца в случае разрыва контракта «придется отодрать».

Наконец, Олланду пришлось бы долго отмываться от клички «пудель Вашингтона», которой его за эти самые метания уже успела наградить лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. А сделать это было бы трудно. Особенно, если все видят – точно, «пудель»!

В общем, как ни корежит Париж, но к огорчению американцев и их сателлитов «Владивосток» придется отдавать в срок. Тем более что рядом с ним с июня стоит у причала пришедший во Францию из Кронштадта учебный корабль «Смольный». А на нем не только заканчивающий стажировку российский экипаж, но и часть команды следующего такого же вертолетоносца, который тоже строится в Сен-Назере – «Севастополя». Он заложен в июне прошлого года. Передача российской стороне должна состояться в 2015 году.

Таким образом, «французская» часть этой эпопеи, скорее всего, завершится благополучно. Но потом начнется не менее захватывающая – российская! Потому что нам придется все же определиться: а зачем мы за гигантские деньги купили такое счастье?

Мнения опрошенных «Свободной прессой» в свое время экспертов были категоричны. Вот, скажем, что говорил президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков:

- Сделка по покупке «Мистралей» - измена Родине в чистом виде. Ни секунды не сомневаюсь, что произведена она в чьих-то шкурных интересах.

— На чем строится ваша убежденность в ненужности «Мистралей»?

- Ничего кроме головной боли нашему флоту французские корабли не принесут по нескольким причинам. Первое – горюче-смазочные материалы, которые на них используются, сильно отличаются от наших. Значит, их надо или учиться производить или покупать за рубежом. То же самое с запчастями и боеприпасами.

Второе – эти корабли строились для операций в Средиземном море или в южных районах Атлантики. К плаванию во льдах они не готовы, корпус слабый. А у нас таких районов полно.

— Ну, а третье?

- Третье – средства самообороны у «Мистраля» очень слабые. Боевая устойчивость очень низкая. Значит, даже в локальном конфликте для него нужен сильный ордер кораблей охранения. Сформировать таковой при нынешнем состоянии нашего ВМФ проблематично.

Или вот мнение бывшего начальника Главного штаба ВМФ адмирала Валентина Селиванова:

- Покупка «Мистралей» - чушь полная! Мы начали строить крупные десантные корабли еще в середине 70-х. Первый корабль такого класса - «Иван Рогов» - вошел в состав флота в 1978 году. Создал «Ивана Рогова» завод «Янтарь» в Калининграде. Я его хорошо знаю. По боевым возможностям он сопоставим с «Мистралем».

В общем, никто, включая бывших и нынешних флотоводцев, так и не пояснил обществу, на что мы потратили миллиарды евро. Можно лишь предположить, что со стороны Москвы это была политическая плата бывшему президенту Франции Николя Саркози за сравнительно мягкую позицию во время вооруженного конфликта с Грузией в 2008 году, оставшегося в истории как «война 08.08.08».

Но если два огромных корабля у нас теперь, считай, в кармане, их нужно ведь под что-то приспособить? Например, под штабной корабль для нашего флотского соединения, сформированного в Средиземном море. Но, увы, для службы вдали от родных берегов ему требуется хотя бы мощное зенитное вооружение. Его на «французском» варианте «Мистраля» нет совершенно. Поэтому артустановки и ракеты придется ставить в России. Судостроители в Сен-Назере места готовят заранее. Поэтому от них стало известно, что набор вооружения и «Владивостока», и «Севастополя» будет таким: артиллерийские установки АК-630 калибра 30 миллиметров в передней части по правому борту и в задней части корабля по левому борту. Пусковые установки зенитного ракетного комплекса 3М47 «Гибка» разместятся спереди по правому борту и сзади — по левому.

По данным генерального конструктора ОКБ Камова Сергея Михеева, на «Владивостоке» и «Севастополе» будут размещаться по 16 вертолетов. Стандартный набор - 8 боевых Ка-52К и 8 транспортных Ка-29. На ангарную палубу они вполне поместятся. А вот проем в районе лифтов, на которых их предстоит поднимать на палубу, маловат. Его придется увеличивать уже в России.

Хуже с корпусами. Они слабы и абсолютно не приспособлены к плаванию в арктических районах. Поэтому путь в Северный Ледовитый океан или к Аляске для новобранцев нашего ВМФ заказан.

В общей сложности, как считается, доводить до ума каждый вертолетоносец на наших заводах придется еще по году. Примерно столько, сколько эти корабли строили французы. Но отсюда еще один урок для России: надо строить быстро. А не тянуть бесконечную волынку, как с заложенным на калининградском заводе «Янтарь» еще в 2004 году большим десантным кораблем «Иван Грен» проекта 11711, головном в запланированной серии. На воду «Ивана Грена» спустили через восемь лет - в 2012-м. Но конца стройки не видно и сегодня.

Если будем так работать - никуда нам от «Мистралей» не деться и впредь.


Справка

Тактико-технические характеристики десантно-вертолетного корабля-дока типа «Мистраль» (Франция):

Водоизмещение - 21300 тонн.

Длина - 199 метра.

Ширина - 32 метра.

Осадка - 6,2 метра.

Скорость - 18,8 узла.

Дальность плавания - до 19800 миль.

Вертолетная группа - 16 машин (8 десантных и 8 боевых штурмовых вертолета). Одновременно на взлетной палубе может размещаться 6 вертолетов.

Вооружение - 4 десантных катера или 2 судна на воздушной подушке, до 13 танков или до 70 машин, а также до 470 человек десанта (кратковременно 900).

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.