04.12.2014, 15:32
Ан-124: 28 подвигов «Руслана»
Ан-124: 28 подвигов «Руслана»Международная военная политика
Как советский тяжеловоз оставил позади главный транспортник США.

4 декабря 1990 года военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» облетел земной шар за 72 часа, установив при этом 7 мировых рекордов. А пятью годами раньше он доказал компании Lockheed, что она больше не является законодателем моды в области сверхтяжелых воздушных грузоперевозок.


Гонка грузоподъемностей

В военно-транспортной авиации существует давнее соперничество между США и Советским Союзом, а теперь и его правопреемницей - Россией. Соперничают, прежде всего, гиганты, способные переносить по воздуху наибольшее количество тонн и кубометров полезного груза.

Начиная с 1963 года пальмой первенства обладал американский Lockheed C-141 Starlifter, грузоподъемность которого составляла 29 тонн. Но в 1969 году вперед вырвался Ан-22 «Антей». Он побил американца не только по тоннажу перевозимых грузов – 60 тонн, но и по их габаритам. Потому что это был первый широкофюзеляжный самолет ВТА.

Лидерство Советского Союза продержалось до 1971 года, когда в небо поднялся разработанный компанией Lockheed супертяжеловес С-5А Galaxy. Он увеличил мировой рекорд грузоподъемности в полтора раза, доведя его до 93 тонн. С-5А Galaxy также был построен по широкофюзеляжной схеме. В грузовой отсек могли войти шесть вертолетов UH-64A «Апач», танк M1 и два вертолета UH-1 «Ирокез» или пять бронетранспортеров М113 и 16 автомобилей «джип». При десантировании борт мог перевозить в герметичном отсеке 270 парашютистов с вооружением. 



С-5А Galaxy


Долгих 11 лет «американец», и поныне находящийся в составе ВТА США, никого к себе близко не подпускал. Но в 1982 году ОКБ Антонова выпустило в полет Ан-124 «Руслан». До сих пор он является рекордсменом среди военно-транспортных самолетов мира. Правда, есть еще Ан-225 «Мрия», у которого грузоподъемность доведена до фантастической цифры в 250 тонн. Однако он сделан в единственном экземпляре, и в соревновании серийных машин принимать участия не имеет права.


Путь длиной в 16 лет

Решение о создании тяжелого транспортного самолета с грузоподъемностью 100-120 тонн было принято в далеком 1966 году, когда в ВТА безраздельно царил C-141 Starlifter, а «Антей» существовал только в чертежах. При этом он изначально задумывался не только как военный, но и гражданский транспортник, способный совершать полеты во всех регионах бескрайней страны вплоть до обслуживания полярных экспедиций. Также ему «вменялась в обязанность» космическая функция – обеспечивать воздушный запуск космических кораблей.

Проектные работы проходили на Киевском механическом заводе Минобороны (в 1983 году на его базе было создано ОКБ О.К.Антонова) под руководством главного конструктора А.Я.Белолипецкого. В 1971 году заказчику – Министерству обороны – были представлены три варианта супертяжелого транспортника: «122», «124» и «126». Комиссия остановила свой выбор на 124-м прототипе, получившем название «изделие 200».

Работы по созданию Ан-124 шли непросто. В 1973 году был готов полноразмерный макет. Но его испытания показали, что он не в полной мере удовлетворяет требования ТЗ. И в 1976 году Антонов решил полностью переделать проект, опять начав с нуля. Новый проект получил название «изделие 400». Постановление Совмина о его финансировании было принято в следующем году.

Олег Константинович Антонов подошел к этой разработке революционно. Он разработал комплексно-целевую программу, предусматривавшую улучшение всех составляющих эффективности самолёта (аэродинамика, прочность, весовая культура, удельные характеристики силовой установки, трудоёмкость обслуживания и т.д.). Чего прежде в Советском Союзе не делалось. В реализацию задачи были вовлечены специалисты ЦАГИ, десятков предприятий и организаций различных министерств и ведомств.

В результате получился самолет-рекордсмен, совершивший первый полет в 1982 году. 


Звездопад рекордов

Впервые Ан-124 был предъявлен авиационным специалистам и широкой публике в мае 1985 года на XXVI аэрокосмическом салоне в Ле Бурже. Западные журналисты сразу же окрестили его «русским чудом». Однако представители «Локхида», которые, естественно, пропагандировали свои машины, начали активно внедрять в массы мысль о том, что характеристики в рекламных проспектах могут не соответствовать действительности. Поскольку никто «Руслана» в настоящем деле не видел.

Чтобы опровергнуть эти инсинуации в июле Ан-124 начал устанавливать один за другим мировые рекорды. Всего за две недели был зарегистрирован 21 рекорд. И самый феноменальный из них – подъем на высоту 10750 метров груза массой 171,219 тонн. «Лучший в мире» «Галакси» до того поднимал 111,461 тонн на высоту 2000 метров. На том полемика и завершилась.

А в 1987 году был побит рекорд дальности беспосадочного перелета по замкнутому маршруту, который прежде принадлежал стратегическому бомбардировщику В-52 и равнялся 18 245,5 км. Ан-124 пролетел вдоль границ Советского Союза, преодолев расстояние в 20 151 км. При этом взлетная масса достигла рекордной величины в 455 тонн.

После того, как новый транспортный самолет с уникальными возможностями освоили в частях ВВС, рекорды начали бить военные экипажи. 1 декабря 1990 года начался кругосветный перелет на машине 235-го военно-транспортного авиаполка, продолжавшийся 72 ч 16 мин летного времени. Было преодолено 50 005 км по маршруту Австралия (Мельбурн) - Южный полюс - Северный полюс - Австралия с промежуточными посадками в Бразилии (Рио-де-Жанейро), Марокко (Касабланка) и СССР (Воздвиженка). В этом перелете были установлены 7 мировых рекордов скорости полета.

Кругосветный полет Ан-124 проходил вдали от международных авиатрасс, причем более 90% пути приходились на безориентирные акватории четырех океанов, еще несколько процентов - на пустынную заснеженную Антарктиду. Таким образом, наземное радиотехническое и навигационное обеспечение почти полностью исключалось. Десятки задействованных других самолетов, вертолетов и морских судов находились в готовности к поисково-спасательным операциям. 



Самолет в самолете: «Руслан» перевозит Сухой Superjet 


Мощь, которой управляют 34 компьютера

Ан-124 имеет две палубы, которые разделены на герметичные отсеки. Длина грузового отсека составляет 36,5 м, ширина – 6,4 м, высота 4,4 м, объем около 1100 куб.м. Пол сделан из титана, что позволяет своим ходом въезжать в отсек тяжелой гусеничной технике.

Передняя верхняя палуба предназначена для основного и запасного экипажей.

Погрузка и выгрузка осуществляется через передний и задний грузовые люки. При этом передняя часть фюзеляжа откидывается вверх и назад.

Несмотря на то, что максимальный вес груза согласно ЛТХ не должен превышать 120 тонн, возможно транспортирование и более тяжелых грузов. При этом решение об отклонении от установленной нормы принимается в зависимости от состояния ВВП, погодных условий, протяженности и характеристики маршрута, квалификации экипажа и прочих факторов. Помимо описанного случая, когда в 1985 году был установлен мировой рекорд грузоподъемности, «Руслан» неоднократно перевозил «неформатные» грузы. К таким нестандартным транспортным акциям относятся доставка заказчикам карьерного самосвала (152 т), химического реактора (140 т), обелиска (160 т, длина 24 м).

Погрузочно-разгрузочные мероприятия максимально механизированы и автоматизированы. Для погрузки крупногабаритных грузов предусмотрено «приседание» самолета и изменение угла наклона фюзеляжа за счет изменения положения шасси. Для этих целей, а также для навигации, пилотирования и обеспечения безопасной посадки и взлета в «Руслане» используются 34 бортовых компьютера. 




Свой первый полет Ан-124 совершил в декабре 1982 года. В гражданскую авиацию начал поступать через два года, а в ВТА ВВС – в 1987 году. До 2004 года было выпущено 55 машин.

Большая часть выпущенных «Русланов» сейчас эксплуатируется в ВВС России. Несколько единиц приписаны к российским компаниям «Волга – Днепр» и «Полет», а также к украинской «Авиалинии Антонова», являющейся подразделением ОКБ Антонова. 


ЛТХ Ан-124 и Lockheed С-5B Galaxy:

Длина: 69,10 м – 75,54 м
Высота: 20,78 м – 19,85 м

Размах крыла: 73,30 м – 67,88 м
Площадь крыла: 628,5 кв.м. – 576,0 кв.м.

Масса пустого: 173 000 кг - 169 643 кг
Максимальная взлетная масса: 405 000 кг - 379 657 кг
Полезная нагрузка: 120 000 кг – 93 000 кг

Тип двигателей: ТВРД Д-18Т – ТВРД General Electric TF39-GE-1C
Тяга двигателей: 4х230 кН – 4х191 кН

Максимальная скорость: 865 км/ч – 919 км/ч
Крейсерская скорость: 850 км/ч – 888 км/ч
Практическая дальность: 7500 км с грузом 80 т – 10000 км
Практический потолок: 11600 м – 10900 м.

Категория: Мировой ВПК

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

«Ледяной червь» Америки ударил по Северной ЕвропеМеждународная военная политика
Геополитика  08.11.2016
В Дании политики ломают голову над вопросом — как заставить США убрать ядерные отходы с Гренландии. В 1960-е годы глубоко под материковым льдом на северо-востоке острова были вырыты километровые туннели для американской военной базы Camp Century. Там США собирались разместить ядерные ракеты, но в итоге отказались от проекта. Как пишет местное издание Jyllands-Posten, сейчас этот военный пережиток прошлого стал настоящей головной болью для политиков в Кристиансборге (резиденция датского парламента).
300 тысяч штыков: НАТО готовится к блицкригу в ЕвропеМеждународная военная политика
Геополитика  07.11.2016
НАТО повысит боеготовность войск второго эшелона, на фоне растущей напряженности в отношениях с Москвой. Об этом в понедельник, 7 ноября, сообщила The Times со ссылкой на генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга. По его словам, НАТО намеревается подготовить «значительные наземные силы, способные сдерживать агрессию России».
Как мы дошли до «Арматы» такой?Международная военная политика
Мировой ВПК  05.11.2016
Чтобы понять, как "Армате" удалось испугать или восхитить все страны мира, нужно углубиться в историю отечественного танкостроения и в особенности в историю создания брони наших танков. "Армата" легче многих своих западных аналогов, а это значит, что традиционная броня была принесена в жертву другим средствам защиты.
Взлетит ли российско-китайский лайнер?Международная военная политика
Мировой ВПК  03.11.2016
Россия и Китай договорились, что собирать совместный пассажирский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет (ШФДМС) будут в Шанхае. Об этом 3 ноября заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. — Это одна из основных высокотехнологичных инвестиций, которую мы реализовываем с китайскими коллегами, — сказал он. Министр выразил надежду что в рамках производства самолета китайская компания будет закупать материалы на предприятии «Юйлянь» в КНР, принадлежащем российскому инвестиционному холдингу Vi Holding. По его словам, для ШФДМС Россия и Китай будут совместно разрабатывать двигатель большой мощности.


Россия выбирает момент для массового удара по сирийским боевикамМеждународная военная политика
Конфликты  10.11.2016
«Адмирал Кузнецов» и сопровождающие его корабли подошли к Сирии на расстояние, достаточное для нанесения анонсированных массовых ракетно-бомбовых ударов. Однако после избрания Трампа политическая обстановка в мире резко меняется. Уместна ли в подобном контексте масштабная демонстрация возможностей российского оружия в Сирии? США ожидают в ближайшее время нанесение Россией массированных авиа- и ракетных ударов по целям в Сирии с использованием палубной авиации крейсера «Адмирал Кузнецов», заявили в четверг в Пентагоне. По данным американских военных источников, базирующиеся на авианосце палубные истребители Су-33 и Миг-29К с боекомплектом уже начали полеты над Сирией, но еще не участвовали в боях, передает «Интерфакс».
Египетские военные высадились в ТартусеМеждународная военная политика
Конфликты  09.11.2016
Ряд оппозиционных источников подтверждают распространенную 2 ноября просирийскими СМИ информацию о том, что военный контингент из Египта прибыл на российскую военно-морскую базу в Тартусе. Отмечается, что группа египетских офицеров вроде как будет перенимать опыт в оперативном планировании и в тактических методах ведения боевых действий и т. д. Ранее просирийские источники сообщали, что официальная цель египтян — прохождение военных тренировок под руководством российских советников. Тогда в военных ведомствах Египта, Сирии и РФ эту информацию не комментировали.
Удары будут наноситься с подводных лодок ракетами «Калибр»Международная военная политика
Конфликты  09.11.2016
Как известно, в Восточное Средиземноморье практически с гуманитарной миссией пришли тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Знающие люди с любовью называют их Петя и Кузя. Помимо них, в заданной акватории находится еще достаточное количество как наших надводных, так и подводных кораблей. Так что ни их, ни тем более «Петю» и «Кузю» лучше не злить.