13.05.2015, 13:12
Амфибии прикроют Россию от удара с глубины
Амфибии прикроют Россию от удара с глубиныМеждународная военная политика
Стоит ли Минобороны реинкарнировать «убийц американских подлодок»?

Вслед за возобновлением производства стратегических бомбардировщиков Ту-160 на Казанском вертолетном заводе, Минобороны РФ решило перезапустить выпуск «убийц американских субмарин» - противолодочных вертолетов-амфибий Ми-14. Об этом на днях сообщил портал «БИЗНЕС Online». Источники в оборонно-промышленном комплексе также подтвердили эту информацию.

Отметим, что Ми-14 был разработан в 60-е годы на базе многоцелевого «сухопутного» Ми-8 (который, кстати, эксплуатируется и производится до сих пор) и серийно производился на Казанском авиазаводе в 1973-1986 годах. Всего было произведено 273 машины, из них примерно 105 — на экспорт. Основные модификации Ми-14ПЛ — противолодочный, Ми-14ПС — спасательный, Ми-14БТ — тральщик.

В 60-е разрабатываемый на тот момент противолодочный Ка-25 хотя и совмещал впервые в истории отечественного вертолетостроения функции «охотника» и «киллера», имел ограниченные возможности приводнения, а его весовые характеристики не позволяли разместить на борту весь комплекс противолодочного оборудования. В итоге в 1976 году советская противолодочная авиация получила вертолёт-амфибию Ми-14, оснащенную на тот момент современным оборудованием и вооружением, которое позволяло бороться не только с подводными, но и надводными целями. Его корабельное базирование исключалось по той причине, что вертолет был тяжел, имел большие размеры и на нем не был предусмотрен механизм складывания лопастей и хвостовой балки.

Вооружение Ми-14ПЛ составляли либо одна самонаводящаяся авиационная противолодочная торпеда, либо авиационная противолодочная реактивная торпеда, либо восемь 250-килограммовых бомб. В начале 80-х годов на вооружение Ми-14 поступили мощные ракеты класса «воздух-корабль». Ми-14ПЛ авиации ВМФ могли нести ядерную глубинную бомбу мощностью в одну килотонну. Для этого в каждом полку было подготовлено несколько экипажей и машин с дополнительными устройствами безопасности и кодированной связи.

Основой бортового комплекса Ми-14ПЛ была поисково-прицельная система «Кальмар», включавшая в себя РЛС, опускаемую гидроакустическую станцию «Ока-2», вычислительную аппаратуру и оборудование связи, однако более поздние версии - Ми-14ПЛМ – были оснащены более совершенной системой «Осьминог», которая до сих установлена на противолодочных палубных вертолетах Ка-27, стоящих на вооружение авиации ВМФ России по сей день.

Интересно, что когда Советский Союз арендовал во Вьетнаме большую авиационно-морскую базу в Камрани, там тоже были размещены три Ми-14ПЛ, где они «служили» с 1982-го по 1989 годы.

Как пишет «БИЗНЕС Online», в прессе встречаются утверждения, что среди причин заката Ми-14 — давление американцев, из-за которого в конце 80-х — начале 90-х СССР пошел на небывалое сокращение вооружений.

- Жертвой стал и Ми-14, зарекомендовавший себя эффективным средством для обнаружения иностранных субмарин, в том числе малошумных, которые считались «неуловимыми», - отмечается в материале.

Стоит ли возобновлять производство вертолетов-амфибий, разработанных еще в далекие 60-е годы?

Конечно, вертолет Ми-14ПЛ морально устарел – это бесспорно, говорит президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1-го ранга Константин Сивков.

- Однако альтернатива ему пока еще не разработана и для того, чтобы обеспечить укомплектование противолодочных сил флота (особенно в ближней морской зоне) достаточным парком противолодочной авиации, возобновление производства Ми-14 – логичный шаг. Вопрос только в том, какой поисково-прицельной системой их будут оснащать, потому что существующая не позволяет вести поиск малошумных подводных лодок. А вот если модернизировать вертолет и поставить на него новую поисково-прицельную систему, подобной комплексу «Новелла», которая стоит на противолодочном Ил-38Н, только адаптированной под вертолеты, то это будет вполне достойная машина, правда, с небольшим боевым радиусом – до 200 километров. Кстати, Ка-27 – это палубный вертолет, характеристики которого, в принципе, равноценны характеристикам Ми-14. Но он также нуждается в модернизации, поскольку его поисково-спасательная система также не отвечает требованиям современности.

Отмечу, что кроме возобновления производства вертолетов-амфибий нам нужно все-таки вернуться к производству самолетов-амфибий Бе-42 (также известен как А-40 «Альбатрос»), который загубили с распадом СССР. Ведь Бе-12 «Чайка», до сих пор стоящий у нас вооружении, хотя начал эксплуатацию еще в 1965 году, уже тоже сильно устарел.

- К сожалению, ничего более нового и, я бы даже сказал, совершенного в плане противолодочного вертолета-амфибии у нас нет, - говорит руководитель Экспертного совета по обороне Государственной Думы, профессор, капитан 1-го ранга Борис Усвяцов. - И если Ми-14ПЛ до вести до ума: поменять радиоэлектронное оборудование, радиолокацию и т.д., то в принципе он весьма успешно вновь впишется в контур авиации ВМФ. А о летных качествах Ми-14 пилоты всегда хорошо отзывались. Поэтому, конечно, можно говорить, что вертолет устарел, однако его конструкция была настолько удачной, что вернуться к производству вертолета-амфибии, на мой взгляд, весьма правильное решение. Кстати, за создание Ми-14 группе работников Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля была в свое время присуждена Государственная премия СССР. И, на мой взгляд, действительно этот вертолет в 90-х годах могли снять с вооружения под давлением американцев. Ведь когда анализируешь, что тогда произошло с нашими ракетами средней дальности, БЖРК, некоторыми подводными лодками, то понимаешь, что без «Дяди Сэма» здесь явно не обошлось.

- Если Ми-8 до сих пор производят в неимоверных количествах, то в принципе наладить выпуск Ми-14 – не такая уж и большая проблема, - говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Анатольевич Храмчихин. – Американцы, кстати, тоже иногда возобновляют производство прежних машин, только с новой «начинкой». А раз Ми-14 унифицирован с Ми-8, то я не думаю, что возобновить производство вертолета-амфибии будет сильно сложно, если на то дан соответствующий приказ. Ведь была дана команда вернуться к выпуску «стратегов» Ту-160, хотя вообще-то их оснастка уже давно ликвидирована.

Категория: Мировой ВПК



Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Хостинг от uWeb