23.02.2016, 10:26
Американские В-1 Lancer уводят в тыл
Американские В-1 Lancer уводят в тылМеждународная военная политика

Российский разведчик Ту-214Р напугал бомбардировщики ВВС США.

Генерал-лейтенант Чарльз Браун, отвечающий за операции ВВС в составе Центрального командования Вооруженных сил США, объявил об отзыве сверхзвуковых бомбардировщиков B-1B Lancer, которые наносят авиаудары по позициям террористов в Ираке и Сирии. Об этом сообщает сайт Military.com.

Цель этого неожиданного отзыва имеет не политический, а технический характер. Бомбардировщикам предстоит пройти модернизацию. Сколько она будет продолжаться и, соответственно, сколько времени ударная авиагруппировка США будет пребывать в ослабленном состоянии, неизвестно. Генерал назвал продолжительность этой перестройки на марше как «неопределенное время».

Также он не конкретизировал, является ли эта незапланированная модернизация мероприятием по улучшению боевых характеристик самолетов или же речь идет об устранении конструктивных огрехов. Было лишь неопределенно сказано о том, что модернизация затронет кабину экипажа.

Нынешняя модернизационная операция выглядит довольно странно в связи с тем, что эти бомбардировщики начали использоваться в американских воздушных операциях в Ираке и Сирии меньше года назад — с лета прошлого года. Если модернизация была запланирована, то нелогично было бы проводить перебазирование столь солидных машин, требующих значительных вспомогательных сил, на столь короткий срок.


Родовые травмы

B-1B Lancer — прекрасный стратегический бомбардировщик, который испытал на себе и превратности мировых политических процессов, и зигзаги, которыми двигались к цели конструкторы, создававшие принципиально новый для себя продукт. И какие-то родовые травмы, похоже, он не изжил до сих пор.

Бомбардировщик начала создавать компания Rockwell в начале 70-х годов. Конструкторы работали с такой скоростью, что прототип поднялся в воздух уже в 1974 году. Он был предназначен для того, чтобы заменить стратегический бомбардировщик В-52, став главным носителем ядерного оружия. (Чего не произошло до сих пор).

К 1977 году были построены четыре бомбардировщика, которые получили название В-1А. Они превосходили В-52 по всем статьям, развивая скорость в 2300 км/час и беря на борт 34 тонны ракет «воздух — поверхность» с ядерными боеголовками мощностью 200 кт. Однако проект был закрыт из-за смены политического курса страны.

К проекту вернулись при Рейгане. Но стали делать чуть ли не совсем другой самолет, широко используя стелс-технологии. Скорость нового самолета, названного В-1 В, снизилась почти до околозвуковой — 1300 км/час на высоте и 1100 км/час у земли. И приняв самолет на вооружение в 1985 году, стали считать его «временным», начав сразу же разрабатывать «настоящий стратегический бомбардировщик» В-2 Spirit. Всего было построено 100 самолетов. В настоящее время эксплуатируются 66.

В процессе эксплуатации бомбардировщика начали выявляться недочеты конструкции. Из-за чего боевое применение В-1 В было под большим вопросом. Самым неприятным сюрпризом оказалось то, что у самолета были слабо выражены естественные признаки приближения к сваливанию. Поэтому при большой нагрузке полет становился для пилота этакой рулеткой. В результате командование ВВС приняло решение ограничить максимальную взлетную массу до 145 тонн. Это на 60 тонн меньше, чем позволяли расчетные параметры. В результате дальность при полной боевой нагрузке сократилась вдвое: 6000 км вместо 12000 км.

И лишь к 1990 году конструкторам удалось решить эту проблему, повысив устойчивость самолета.

Сильно промахнулись конструкторы и с узлами внешней подвески ракет. При их использовании существенно повышалась видимость самолета. То есть получалось, что стелс-мероприятия, из-за которых скорость бомбардировщика снизилась чуть ли ни в 2 раза по отношению к В-1А, были проведены напрасно. Собственно, и сами узлы подвески ощутимо повышали заметность машины. Поэтому последние серийные бомбардировщики выпускались вообще без узлов подвески.

Это привело к тому, что при могучем двигателе боевая нагрузка сократилась с 57 тонн до 34 тонн. Но и при таком раскладе это был очень серьезный боекомплект в виде ядерных ракет и бомб мощностью от 1,5 до 5 мегатонн.

В 1992 году ракетное вооружение планировалось заменить на более современное, поскольку истекал срок годности горючего в ракетах AGM-69. Однако разработку новой ракеты — AGM-131A SRAM-2 — в 1991 году прекратили. В результате стратегический бомбардировщик стал возить по нему лишь дедовские свободно падающие бомбы мощностью в 5 мегатонн.

До 90-го года конструкторы в несколько этапов боролись с крайне неприятным явлением — утечкой топлива из крыльевых и фюзеляжных баков. Наиболее часто этот дефект проявлялся при полетах на малых высотах, которые сопровождаются повышенной вибрацией. Разобравшись с топливными утечками, перешли к устранению утечек из гидросистемы.

Первая РЛС, установленная на бомбардировщике, была плохо приспособлена для полетов на малых высотах с огибанием рельефа местности. Предполагалось, что тяжеленный самолет сможет прорываться через линию ПВО противника на высоте 60 метров. Однако это оказалось невозможно. РЛС принимала металлические наземные конструкции типа ангаров за возвышенности и подавала команду на увеличение высоты полета. РЛС модернизировали, но реально опускаться ниже 100 метров самолет не в состоянии.

Станция радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-161 была задумана как последнее слово в этой области. Она, действительно, получилась громадной — состоит из 108 съемных блоков и весит 2340 килограммов. Однако при ее создании не были учтены характеристики бортовых РЛС советских истребителей четвертого поколения. Что способствует неверной отработке возникающих ситуаций столкновения с «неучтенными» истребителями. Но главный недостаток этой станции состоит в том, что она реагирует на электромагнитные наводки, возникающие внутри самолета при работе собственного электронного оборудования. Вот эту проблему конструкторы так и не смогли решить полностью.

Дело дошло до того, что рассматривался вариант замены РЭБ AN/ALQ-161 на станцию, которая эксплуатируется на В-52. Однако от этой идеи отказались, потому что В-1 В в середине 90-х годов «понизили статус», сделав бомбардировщик не стратегическим, а тактическим. В связи с чем из его вооружения вывели ракеты и бомбы с ядерными боеголовками.

Крыло с изменяющейся геометрией применительно к данному самолету следует отнести к конструктивным излишествам, не дающим должного эффекта и усложняющим и утяжеляющим конструкцию. Оно необходимо для тяжелых самолетов, которые нужно поднять в воздух во время разбега. И при этом оно должно «складываться», когда самолет набирает скорость, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. Однако скорость в 1300 км/час маловата для того, чтобы прибегать к таким трансформациям. 


Американцам есть что скрывать

Причин отзыва В-1 В на неопределенное время может быть несколько. И заявленная американским генералом модернизация. И устранение каких-то обнаруженных в ходе боевых вылетов неполадок. Ведь эти самолеты служат уже долго и работают при этом с немалой нагрузкой. Вполне может быть, что в процессе старения бортовых систем вылезла наружу какая-то «родовая травма» этого бомбардировщика.

Но возможна и еще одна причина. Высказывание генерала Брауна совпало по времени с прибытием в Сирию нового российского самолета-разведчика Ту-214Р с бортовым номером RF-64514. Он оснащен новейшей радиоэлектронной аппаратурой разработки ЦНИИРТИ им. академика А.И.Берга. Это и РЛС кругового обзора, и оптико-локационная станция. Самолет способен с высоким разрешением наблюдать и регистрировать все происходящее в радиусе 250 километров. Также он отлавливает радиопереговоры и другую эфирную информацию. И можно предположить, что ВВС США по какой-то причине не желало бы «засвечивать» нюансы ударной работы бомбардировщиков В-1 В. Ведь, имея не доведенную до ума станцию РЭБ, бомбардировщик способен стать легкой добычей в информационном плане.


ЛТХ В-1В

Длина — 44,8 м
Высота — 10,2 м
Размах крыла — 41,7м/23,8 м

Масса пустого — 86180 кг
Максимальная взлетная масса — 216400 кг

Тяга двигателей — 4×65 кН
Тяга на форсаже — 4×137 кН
Максимальная скорость — 1300 км/час

Практический потолок — 13300 м
Практическая дальность — 12000 км

Боевая нагрузка — 34000 кг

Экипаж — 4.

Категория: Конфликты





Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

«Соколы Ислямова» слетелись на кормежку к КрымуМеждународная военная политика
Геополитика  29.03.2016
Украинские пограничники теперь будут нести службу под присмотром боевиков из добровольческого батальона «Аскер» Ленура Ислямова. По замыслу беглого крымского олигарха, являющегося одним из организаторов блокады Крыма, в будущем — ни много, ни мало — это формирование должно «очистить полуостров от сепаратистов». А в настоящем, как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на украинские СМИ, будет осуществлять совместное дежурство с сотрудниками Государственной пограничной службы «незалежной». Пока на трех контрольно-пропускных пунктах при въезде на полуостров с украинской стороны: на Чонгаре, Чаплинке и Каланчаке.
Российские летчики вынуждены летать без транспондеровМеждународная военная политика
Геополитика  29.03.2016
МИД Эстонии передал российскому послу ноту протеста в связи с нарушением воздушного пространства страны самолетом ВС России Ан-26. При этом транспондер самолета был включен. Но претензии в адрес РФ, касающиеся выключенных транспондеров, давно звучат со стороны руководства стран НАТО. Российские ВВС эти претензии отметают. На чьей же стороне правда?
Предчувствие холодной войныМеждународная военная политика
Геополитика  28.03.2016
Самолеты-разведчики U-2 необходимо вернуть для использования в Европе, чтобы следить за Россией, заявил главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе Филип Бридлав. Его слова цитирует Independent: за «возрождающейся и агрессивной Россией» необходимо дополнительное наблюдение, и самолеты смогут эффективно противостоять «возросшей угрозе со стороны Москвы» на фоне сокращения американского контингента в Европе в последние несколько лет.
Курилы превратятся в «Бастион» восточных рубежей РоссииМеждународная военная политика
Геополитика  28.03.2016
На Курилах в 2016 году будут размещены береговые противокорабельные ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», а также беспилотные летательные аппараты нового поколения «Элерон-3». Кроме того, в апреле моряки Тихоокеанского флота отправятся в трехмесячный экспедиционный поход на острова Большой Курильской гряды, чтобы «изучить возможности перспективного базирования сил флота». Об этом в пятницу, 25 марта, заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу на коллегии ведомства, где рассматривался вопрос обустройства войск в Арктической и Курильской зонах.


Турция под прицелом «Искандера»?Международная военная политика
Конфликты  29.03.2016
В Сети активно обсуждают видеорепортаж из Сирии телеканала «Звезда» от 27 марта, в котором на авиабазе Хмеймим якобы «засветилась» самоходная пусковая установка 9П78−1 оперативно-тактического ракетного комплекса 9К720 «Искандер-М», входящая в состав российского контингента.
Асад и ВКС РФ выбирают направление главного удараМеждународная военная политика
Конфликты  28.03.2016
Российские ВКС не стали брать паузу после освобождения Пальмиры. Авиация расширила зону ведения операции до стратегически важного посёлка Эс-Сухне, расположенного на северо-востоке провинции Хомс. Об этом 28 марта сообщили арабские СМИ. Эс-Сухне — оплот террористов «Исламского государства», который находится у богатых нефтью месторождений. К настоящему моменту российская авиация нанесла в том районе ряд ударов, поразив объекты «халифата» вдоль дороги Пальмира — Сухне. Как замечает издание Al-Masdar News, близкая расположенность поселка к провинции Дейр-эз-Зор делает его высокоприоритетной целью для Генштаба сирийской правительственной армии. В ближайшие дни интенсивность бомбардировок Сухне и его окрестностей будет возрастать по мере продвижения войск к этому стратегически важному населенному пункту.
Сирийский «камбэк» РоссииМеждународная военная политика
Конфликты  27.03.2016
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что в случае усиления нападений террористов на правительственные войска и мирных жителей Сирии, российская армия может вернуться на территорию САР. Она отметила, что наши дипломаты ведут масштабную работу по установлению мира в Сирии, однако сопротивление экстремистов не подавлено. Валентина Матвиенко напомнила, что на территории государства действуют две военные базы, которые могут быть задействованы в любой момент. По её словам, эскалация конфликта возможна.