05.12.2016, 20:21
«Адмирала Кузнецова» подводят тросы
«Адмирала Кузнецова» подводят тросыМеждународная военная политика
Вторую подряд небоевую потерю понесла за последний месяц Морская авиация России. Истребитель Су-33 упал в воду при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов», выполняющий задачи у берегов Сирии. Бесценный опыт нарабатывается дорогой ценой, и некоторые подробности аварии выглядят крайне показательными с точки зрения расследования причин инцидента.

Минобороны в понедельник сообщило о том, что накануне в Средиземном море во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерян истребитель Су-33.

«После выполнения боевой задачи в небе Сирии при совершении посадки на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» из-за обрыва троса аэрофинишера выкатился за пределы палубы истребитель Су-33, – передает ТАСС сообщение Минобороны. - Пилот катапультировался и силами поисково-спасательной службы был сразу доставлен на борт ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Полеты продолжаются в соответствии с задачами, добавили в министерстве.

«Это очень напряженная, сложная и героическая работа. Речь идет в первую очередь о том, что пилот остался жив», – заявил по этому поводу пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков (цитата по РИА «Новости»).

По информации издания Aviationist, самолет упал при второй попытке сесть, - как отмечается, «в хороших погодных условиях». «Похоже, что он пролетел трос аэрофинишера и не смог уйти на новый круг с носовой части корабля», – пишет издание, подтверждая, что пилот катапультировался и был подобран спасателями.

«К самолету претензий нет, к летчику претензий нет. Этот трос только что установлен на палубе, и это была первая посадка самолета на этот трос, - пояснил в понедельник источник «Газеты.ру». - Скорее всего, в аварии виновато качество троса. Надо уточнить год выпуска троса, проверить всю партию, проверить качество установки».

Это второй похожий инцидент с российским истребителем в Средиземном море. В середине ноября сообщалось, что неподалеку от «Кузнецова» утонул МиГ-29. Как сообщали газете ВЗГЛЯД источники, близкие к Морской авиации ВМФ, истребителем управлял Герой России, полковник Игорь Матковский, один из наиболее опытных летчиков Морской авиации. По данным блога bmpd, выходящего под эгидой Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ), причиной аварии стал разрыв троса на палубе крейсера. Вовремя его восстановить не успели, так что летчик держал машину в воздухе до тех пор, пока у нее не выработалось топливо.

«Это устройство представляет из себя, как известно, натянутые поперек палубы четыре троса. В идеале летчик при посадке должен захватить первый из тросов, - пояснил доктор военных наук, капитан I ранга запаса Константин Сивков. - В этом случае машина последовательно затормаживается первым, вторым, третьим и, наконец, четвертым тросом. Если пилот захватывает второй трос, то машина с рывком, на пределе возможностей, но тоже останавливается. Если он захватывает третий трос, то остается всего два троса. Двумя этими тросами самолет уже не удержать».

Почему боец бежит по тросу

Проблема с тросами на «Кузнецове» считается очень старой, признал источник газеты ВЗГЛЯД, близкий к Морской авиации. Вес машины на посадке может достигать 24 тонн и на скорости примерно в 250 км/час трос должен взять этот удар на себя. Ресурс троса ограничен несколькими десятками зацепов, после чего его просто выбрасывают и ставят новый, – рассказывает высокопоставленный отставной офицер российских ВВС. – После каждого зацепа, как только трос вернулся в исходное положение, вдоль него по палубе пробегает боец. Он обворачивает его тряпкой и ведет тряпкой по всему тросу, проверяя, нет ли порывов металлических прядей».

«Сам по себе обрыв троса сразу после зацепа опасности представляет мало, ведь на посадку летчик идет на высокой скорости, с большими оборотами двигателя, высота палубы - 26 метров, которой вполне хватает дать обороты до максимума и уйти на второй круг, - рассказывает отставной офицер. - Опасен именно обрыв в конце пробега, когда скорости для ухода на повторный круг уже просто нет. Тогда пилоту уже бесполезно «давать по газам», остается только катапультироваться, пока самолет не ушел под воду».

До этого за последние 25 лет в российском ВМФ произошло лишь две аварии на авианосцах. В 1991 году на палубу другого корабля - «Адмирала Горшкова» упал истребитель Як-141. А 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике уже на «Кузнецове» произошла авария, напоминающая ту, что случилось теперь в Средиземном море. Су-33, которым управлял подполковник Юрий Корнеев, был потерян тоже из-за обрыва троса. Правда, летчик был спасен так быстро, что, по его словам, не успел даже замерзнуть. Запись этого происшествия доступна в Сети. На этой записи видно, что самолет почти остановился в ту секунду, когда оборвался трос. В Сети есть другие видеозаписи о попытках сесть на авианосец.

На видеозаписи хорошо заметно, что Су-33 почти успел затормозить - и тут внезапно обрывается трос, после чего по инерции тяжелая машина сваливается за борт.



Каков механизм работы таких тросов?

«Под палубой стоят огромные барабаны, - метров 6 диаметров. При зацепе они по специальной программе стравливают с себя трос - затормаживают в зависимости от посадочного веса машины. Этот вес может сильно отличаться в зависимости от объема топлива на борту. Всякий раз при посадке пилот сообщает на борт данные об остатке топлива. Тогда в зависимости от фактического веса машины ставятся «уставки» на тормозные барабаны, чтобы успеть остановить именно данного самолета на дистанции в 90 метров. Перед каждой посадкой конкретный матросик бегает и ставит «уставки». Если поставит неправильно, то барабан также будет тормозить неправильно, что может стать одной из причин обрыва троса, - пояснил собеседник. – И такие случаи бывали».

Второе падение подряд

Авиакрыло «Кузнецова» впервые в истории крейсера теряет два истребителя подряд. Первый, как известно, потерпел крушение возле авианосца в середине ноября, вскоре после его прибытия к берегам Сирии. МиГ-29 также упал возле «Кузнецова» при посадке, летчик спасся.

«Кузнецов» не только несет в себе целую серию недоработок с момента создания, но и нуждается в тотальной модернизации. А размещенный на его борту один из двух авиаполков – 279-й давно считался проблемным.

Из открытых источников известно, что к середине 2000-х летчиков 279-го полка, имеющих навыки хотя бы взлетать и садиться с «Кузнецова», насчитывалось не более десяти – и большинство из них были предпенсионного возраста. В течение двух лет Морская авиация ВМФ пытается интенсивно подготовить для работы с «Кузнецовым» целую группу неопытных, молодых летчиков. Также из открытых источников известно, что 100-й полк был воссоздан меньше года назад, в декабре 2015-го. Летчики полка приступили к тренировкам, причем не с палубы авианосца, а на тренажере в Ейске, с весны 2016-го, а впервые сели на авианосец совсем недавно, в августе.



Сивков разъяснил: потеря самолетов – это, конечно, очень тяжело и болезненно, но, с другой стороны, набирается драгоценный опыт. «У нас, не сомневаюсь, летчики еще не обладают достаточным опытом, чтобы гарантированно и безопасно сажать самолеты. На 2010 год в России было всего десять подготовленных палубных летчиков. До начала войны в Сирии их было еще меньше. Наш авианосец смог выйти в море для участия в операции в Сирии только лишь сейчас, то есть лихорадочно в течение года готовя летчиков. Но за год подготовить летчика-палубника практически невозможно. Чтобы он мог нормально взлетать и садиться, нужно не менее 3-5 лет», - уверен он, именно этим и объясняя высокую аварийность на «Кузнецове».

Правда, по словам Сивкова, американские военные, которые обладают несравнимо большим опытом в использовании авианосцев и палубной авиации, также испытывают множество проблем со взлетом и посадкой. Только за последние 10 лет в ВМС США разбились пять палубных самолетов. Это касается только взлетов с авианосцев, а аварий и катастроф палубной авиации при полетах с наземных аэродромов было намного больше.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2017
В Польшу прибыли первые 3,5 тысячи американских военнослужащих в рамках 9-месячной миссии, которая началась 8 января. Для бронетанковой бригады США такая длительность миссии в Восточной Европе является беспрецедентной. Боевая группа 3-й бронетанковой бригады из состава 4-й пехотной дивизии выдвинулась в Жагань и Поморское, а 87 танков М-1 «Абрамс» последовали за ними на поездах.
Геополитика  18.01.2017
Российское инфопространство впало в эйфорию. Псевдопатриотическая трескотня в СМИ, многочисленные публицисты и аналитики, создающие ощущение какой-то великой победы России над международным глобализмом и либерализмом, всесилия наших спецслужб вплоть до того, что они могут по своему желанию ставить американских президентов и менять мировые элиты. Уверенность в контроле за собственным инфопространством может сыграть с нашим народом очень плохую шутку…
Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.