29.04.2016, 18:17
50 миллиардов «Газпрома» вылетели в трубу
50 миллиардов «Газпрома» вылетели в трубуМеждународная военная политика
«Северный поток-2» рискует повторить судьбу «Южного».

Руководство «Газпрома» впервые признало потерю части средств, вложенных в строительство трубопровода «Южный поток». Как следует из отчета компании по МСФО (международные стандарты финансовой отчетности) за 2015 год, объем списания средств составляет 56,4 миллиарда рублей. Связано списание с «существующими неопределенностями в отношении реализации проекта». В декабре 2014 года «Газпром» примерно за такую же сумму выкупил доли у своих международных партнеров по проекту. Эксперты не исключают, что в будущем потери по «Южному потоку» могут вырасти в несколько раз. Так, компания South Stream Transport B.V. (SST) заключила контракт на строительство газопровода по дну моря на четыре с лишним миллиарда евро. А один из подрядчиков, итальянская фирма Saipem, уже подала иск на 760 миллионов евро плюс проценты в качестве оплаты за уже произведенные работы и компенсации за расторжение контракта.

Напомним, что проект прокладки газопровода в Европу «Южный поток» окончательно был заморожен в конце 2014 года. Официальной причиной стала позиция Болгарии, с которой не удалось согласовать прокладку газопровода через ее территорию. Однако очевидно, что это был лишь формальный повод, и сами болгары были очень даже заинтересованы в проекте. Однако давление со стороны Брюсселя и Вашингтона, которые по политическим соображениям хотели бы уменьшить энергетическую зависимость Европы от российского газа, вынудило Софию сыграть роль самого несговорчивого партнера.

После приостановки проекта планировалось, что уже уложенные трубы (а это, как писали СМИ, около 240 км) будут использованы для альтернативного газопровода «Турецкий поток», который должен был по дну Черного моря соединить Россию и Турцию. Но после обострения отношений с Анкарой и этот проект был заморожен. В марте энынешнего года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что о возобновлении «Южного потока» речи не идет. «Такого наименования проекта, как „Южный поток", не существует. Этот проект был свернут после того, как соответствующую позицию заняла Еврокомиссия», — заявил Песков.

Почти одновременно с обнародованием отчетности, представители «Газпрома» в ходе телефонной конференции со СМИ сообщили, что в компании надеются избежать подобных проблем с реализацией проекта «Северный поток-2». «Все идет по плану. Подписано соглашение акционеров. Все работы в рамках проекта ведутся в соответствии с регулятивными нормами и законодательством ЕС, что, мы надеемся, исключит те проблемы, которые были у проекта «Северный поток-1», — сказал представитель компании.

Однако загвоздка в том, что Еврокомиссия до сих пор не дала официального разрешения на строительство «Северного потока-2». Зато постановила, что Третьему энергопакету ЕС должна соответствовать не только сухопутная, но и морская часть трубопровода. Маршрут пройдет через территориальные воды России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, а сухопутная часть только по России и Германии. 7 марта главы девяти европейских стран направили письмо главе Еврокомиссии Жану-Клоду Юнкеру, в котором выступили против реализации «Северного потока-2», так как он, якобы, угрожает европейской энергетической безопасности и газовому рынку. Власти Германии в ответ заявили, что трубопровод, напротив, упрочит безопасность Европы.

Еврокомиссия пока что не приняла окончательного решения, а работы по проекту, между тем, идут. В марте «Газпром» с партнерами уже заказал трубы для новой ветки. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин не исключает, что «Северный поток-2» может повторить судьбу «Южного».

— Списание в 56 миллиардов рублей — это достаточно серьезные потери. Когда цены на газ достигали заоблачных высот, к этому можно было относиться по-другому. Но сейчас, когда каждая копейка на счету, это достаточно ощутимый урон. Достаточно сказать, что 56 миллиардов рублей — это примерно полторы инвестиционные программы «Газпрома» по газификации регионов России. А если приплюсовать сюда еще 4 миллиарда евро потенциальных потерь, всю программу газификации страны можно было бы выполнить досрочно.

Можно ли было как-то избежать этих потерь?

— Можно, если не начинать проект до того момента, когда он утвержден. У «Газпрома» есть характерная черта — он начинает тендерные процедуры, закупки и строительство еще до того, как произошло утверждение проекта, в данном случае, на уровне Евросоюза. Сейчас точно по такой же схеме развивается ситуация с «Северным потоком-2». Окончательного решения со стороны ЕС по нему нет, но «Газпром» уже вовсю строит инфраструктуру на территории России, чтобы она была готова к началу сооружения новой ветки «Северного потока». Если возникнут какие-то политические проблемы, мы снова получим финансовые потери. Но, очевидно, что это тот случай, когда процесс важнее результата.

Для чего «Газпром» начинает строительство заранее? Может, чтобы убедить западных партнеров, что проект будет реализован?

— Все гораздо проще. «Газпрому» нужно освоить инвестиционную программу. Если выделено определенное количество средств, их нужно потратить. Насколько эффективны эти инвестиции — вопрос для «Газпрома» проблемный. Очень часто компанию подвергают критике именно за это. Провал «Южного потока» — это лишь один пример таких неэффективных вложений. Причем 56 миллиарда рублей — это минимальные потери. Если подсчитать, сколько средств потратил «Газпром» на южный коридор для доведения газа до берега Черного моря, то там «закопана» еще не одна сотня миллиардов рублей. Понятно, что часть этой инфраструктуры будет использована на нужды российского юга. Да и в целом с политической точки зрения движение на Запад, Восток или в обход Украины верно. Но с экономической точки зрения оправданность этих инвестиций спорна.

Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин напротив, полагает, что такие потери — это неотъемлемый элемент газового бизнеса.

— Существуют проекты с высокими и с низкими рисками. К примеру, все понимают, что можно пойти на Ближний Восток и заработать там 30−40% прибыли на проектах в Ираке и тому подобных нестабильных странах. А можно вложиться где-нибудь в Норвегии в Северное море и получить прибыль в размере 10−15%. Компании делают соответствующий выбор. Либо идешь на выгодный, но рискованный проект и понимаешь, что в случае чего придется потерять все, или аккуратненько работаешь на низкодоходных проектах.

Это верно и в случае с «Газпромом». Вкладывать инвестиции в тот же «Южный поток» до того, как будут получены все согласования — это риск. Но с другой стороны, если бы этого не делали, была высокая вероятность того, что дело вообще не сдвинется с мертвой точки. Однако компания столкнулась с непредвиденными рисками в виде обострения политической ситуации. Возможно, если бы не было конфликта, связанного с Украиной, все прошло бы куда более гладко и благоприятно для «Газпрома».

Что касается потери 56 миллиардов, учитывая размер бизнеса компании — это не сверхбольшая сумма. При этом трубы, которые уже закуплены, не пропадут. Они лежат и ждут своего часа, когда будут использованы на других проектах. Точка в отношении сразу нескольких трубопроводных проектов в направлении Европы, где можно будет использовать и трубы, и инфраструктуру. Пока не поставлена. Ведутся определенные переговоры с компаниями, с которыми уже были заключены контракты по «Южному потоку». «Газпром» не теряет надежду на то, что не все вложения будут потеряны, какие-то смогут быть использованы позже. Основания для этого есть. Более того, учитывая, что уже были определенные затраты и закупки, будет проще реализовать другие проекты, так как есть задел.

Кстати, зарубежные компании точно так же списывают средства, причем списания бывают и более крупными. Мы знаем случаи, когда приходится не только закрывать проект, но и эвакуировать весь персонал, как было, например, в Ливии или Нигерии. Это специфика бизнеса. Если хочешь много заработать, иногда приходится идти на риск.

Но есть ли смысл начинать работы по «Северному потоку-2», учитывая то, как все сложилось с «Южным»?

— С «Северным потоком-2» ситуация проще. В «Южный поток» вкладывали масштабные инвестиции потому, что нужно было убедить инвесторов и участников проекта в том, что это не просто мечта, а то, что может стать реальностью. Поэтому стали изучать дно Черного моря, смотреть маршрут прокладки, работать над подводной инфраструктурой. Кстати, эта инфраструктура уже сейчас используется для других целей, в том числе для газоснабжения регионов России.

То есть был проделан определенный объем работ, чтобы показать, что проект реалистичен. С северным проектом ситуация другая. Изучение дна и все экспертизы были проведены еще на стадии строительства первой очереди газопровода. Тогда тоже была ситуация, когда пришлось проделать предварительную работу, прежде чем начали строить трубу. Чего только не говорилось — и что на дне множество бомб времен Второй мировой войны, и что все взорвется. К счастью, тогда все это закончилось нормальной реализацией проекта. Сейчас все эти предварительные стадии не нужны, всем понятно, что трубу можно построить.

То есть проблем быть не должно?

— Проблемы могут возникнуть только на этапе согласования. Поэтому «Газпром» сейчас спокойно занимается этим согласованием, на организацию переговоров тратятся небольшие суммы. Вполне можно дождаться, когда будут достигнуты договоренности, а потом начинать практическую часть. Более того, думаю, в «Газпроме» прекрасно изучили опыт «Южного потока» и не будут заключать контракт на прокладку труб, пока все на сто процентов не одобрено. Если и есть какие-то контракты, то скорее технические, без жестких обязательств со стороны «Газпрома». Естественно, все ошибки будут учтены.

«Южный поток» был заблокирован из-за того, что труба должна была проходить через десятки стран Европы. Все они должны были одобрить это, а затем разрешение должна была дать Еврокомиссия. А когда мы говорим о «Северном потоке-2», то на сухопутной территории есть только две страны — Россия и Германия. Согласование межправительственных договоров с целым списком стран уже не нужно. Кроме того, успешное строительство первой ветки должно настроить инвесторов на оптимистичный лад.

Конечно, есть определенные сложности, связанные с политическими факторами. Некоторые игроки на европейском рынке хотят этот проект блокировать, кто-то по политическим соображениям, кто-то по экономическим. Последние боятся, что через них перестанет идти транзит, и газ пойдет напрямую в Германию. В ЕС есть целый список внутренних вопросов, с которыми нужно разбираться. Понятно, что надо изучить и спрос на газ, чтобы труба не стояла пустой. Кстати, сейчас есть положительная динамика в работе первой и второй ниток «Северного потока» — наконец удалось выйти на высокий уровень загрузки трубопровода. Компания работает, учится адаптироваться к тем правилам, которые есть на рынке, и это хорошо.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  22.11.2017
В скором времени должны начаться испытания ракеты «воздух-поверхность», разработку которой долгое время держали в секрете. Известно, что она имеет заводское название «изделие 715» и индекс 9А5150. Ракета предназначена для сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3. Она должна существенно повысить его боевые возможности, приблизив по дальности пуска к ракетоносцу Ту-160. А, может быть, основная ракета «Белого лебедя» Х-101, имеющая дальность 5500 км, уступит по этому параметру «изделию 715» мировое первенство.
Геополитика  21.11.2017
Российский ответ на выход США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) должен быть асимметричным. Он может заключаться в создании наземной группировки крылатых ракет стратегической дальности и супероружия – ракет с боевыми частями мегатонного класса.
Мировой ВПК  20.11.2017
Эта новость настолько огорчительна и неожидана, что требует хоть каких-нибудь внятных пояснений. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, возник дефицит финансирования при строительстве атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955А «Борей». В результате сроки спуска на воду «Князя Олега», посетовал глава ОСК, уже пришлось неоднократно откладывать.
Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Конфликты  21.11.2017
События в Сирии, вместо того, чтобы уже подходить к завершению, продолжают развиваться. Как известно, вчера утром было обстреляно из минометов посольство России в Дамаске. Несмотря на это в Совете Безопасности ООН США заблокировали российский вариант заявления для прессы в связи с обстрелом, в очередной раз продемонстрировав двойной подход к ситуации.
Конфликты  20.11.2017
Это сообщение в Киеве комментируют под ликующими заголовками типа «Победа близка как никогда»: по сообщению телеканала ABC News, после долгих проволочек Совет национальной безопасности США одобрил грант в 47 миллионов долларов на закупку оружия для Украины. Теперь президенту Дональду Трампу будет предложено окончательно утвердить «покупку американского оборонного оружия, включая мощные противотанковые ракеты Javelin».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».