Международная военная политика



01:25
4 факта о первой французской атомной субмарине
4 факта о первой французской атомной субмарине
29 марта 1967 года в Шербуре на воду была спущена первая из шести атомных подводных лодок Redoutable. Это было с большим неодобрением воспринято Вашингтоном, поскольку в 1966 году Франция демонстративно вышла из состава НАТО. 


В поисках ядерного топлива

Франция приступила к созданию ядерного оружия последней из мировых держав. Это была непростая задача, поскольку надеяться на помощь США де Голлю не приходилось: в тот период своей политической карьеры он вступил в конфронтацию с Вашингтоном, которая привела к выходу Пятой республики из состава НАТО.

У Франции к середине 50-х годов прошлого века не было ни необходимых ядерных технологий, ни запасов обогащенного урана. Разработки атомной подводной лодки и базирующейся на ней ракеты с ядерным зарядом велись параллельно. При этом предполагалось, что если на ядерный заряд все же удастся каким-то образом достать уран нужной кондиции, то реактор лодки было решено строить на природном уране.

В 1958 году случился конфуз. Когда эскизный проект подходил к финалу, выяснилось, что габариты разработанного ядерного реактора превышают объем отведенного ему на субмарине места.

Штаты все же сжалились над еще не вышедшим к тому моменту из НАТО партнеру, и в 1959 году французский ВПК получил 440 кг обогащенного урана. Но этого хватало лишь на проведение серии испытаний «наземной» бомбы в пустыне Сахара. Для того, чтобы получать ядерное топливо в необходимых объемах, в Пьеррлатте был построен завод по обогащению урана. 


Французское ноу-хау

В 1963 году были готовы чертежи АПЛ, получившей название Redoutable. В следующем году было начато ее строительство на верфи военно-морского арсенала в Шербуре. Конечно, у инженеров и рабочих верфи имелся определенный опыт строительства субмарин: в Шербуре, начиная с 1938 года, было спущено на воду более 70-и дизельных субмарин. Однако Redoutable потребовала освоения некоторых новых технологий. В связи с чем время ее строительства растянулось на 5 лет. 3 года в сухом доке, и 2 года субмарину достраивали на воде.

Первая французская АПЛ немного превосходила современные ей американские субмарины «Джордж Вашингтон» и по размерам (128м х 10,6м – на 11 метров длиннее), и по глубине погружения (250 м против 220 м). При этом подводная скорость у обеих субмарин составляла 25 узлов.

Каждая из субмарин имела свои достоинства и недостатки. «Француженка» была спроектирована максимально комфортно для команды, насчитывающей 126 офицеров и матросов. Во всех помещениях кондиционировался воздух. У офицеров были отдельные каюты. Не лимитировалось использование пресной воды. Было разрешено курение.

Что же касается непосредственно силовой установки мощностью 16 тыс. л.с., то она получилась «поинтереснее» американской. Реактор был с принудительной циркуляцией теплоносителя. Температура воды первого контура равнялась 300 градусов при давлении 100 атм. Вместо ГТЗА (главного турбозубчатого агрегата) была применена АТГУ (автономная турбогенераторная установка) с двумя расположенными в отдельных корпусах АТГ (автономными турбогенераторами) и одним низкооборотным гребным электродвигателем на линии вала. Это обеспечивало малошумный ход в широком диапазоне скоростей. Впоследствии эта удачная схема была реализована на всех последующих французских АПЛ.

Еще одна особенность конструкции лодки состояла в том, что она была оснащена выдвижным подруливающим устройством, расположенным в носовой части. Оно представляло собой винт с погружным электромотором, заполненным забортной водой, выполнявшей, в частности, роль смазки. И это также благотворно сказывалось на снижении уровня шумов. 


Ракетное отставание

Целый год Redoutable испытывалась без своей главной составляющей, ради которой эта субмарина и была затеяна. Испытание двухступенчатой твердотопливной баллистической ракеты М1 мощностью 500 килотонн завершились только к 1970 году. Ее дальность составляла 2600 км, а максимальное отклонение от цели – 3200 м. В 1971 году с 16-ю ракетами М1 на борту первая Redoutable наконец-то была принята на вооружение ВМФ Франции.

Однако М1 несколько отстала по времени от тактико-технических требований, которые предъявлялись к ракетам такого назначения в 70-е годы. В 1974 году Redoutable оснастили новыми ракетами М2. Их дальность возросла до 3200 км, а отклонение от цели снизилось до 2000 м. При этом боеголовка осталась прежней. Но и это было лишь промежуточное решение.

Прорыв в вооружении Redoutable французы совершили в 1976 году, когда появилась ракета М20. В первую очередь ее установили на третью и четвертую субмарины этого типа. А потом уже очередь дошла и до «старушки». М20 качественно отличалась от предыдущих ракет, ее термоядерная боеголовка имела мощность 1,2 мегатонны.

Однако это также было лишь промежуточным решением. Поскольку к тому времени у Советского Союза уже появилась мощная система ПРО. И эту проблему в определенной мере решила трехступенчатая ракета М4, принятая на вооружение в 1985 году. Она имела шесть разделяющихся боевых блоков индивидуального наведения мощностью 150 килотонн каждый, зона поражения которых составляла 20 тыс. кв.км. при максимальном отклонении от цели 400 м. М4 имела дальность стрельбы 5 300 км.


Музеефикация

Франция построила 6 лодок Redoutable (последняя в модернизированном варианте). Последняя АПЛ серии несла боевое дежурство до 2008 года. Каждая лодка имела два экипажа – «красный» и «синий», которые сменяли друг друга. Продолжительность похода составляла около двух месяцев. Каждая субмарина совершала по три патрулирования в год. Одновременно на дежурстве постоянно находились 3 французских АПЛ типа Redoutable.

Первой отправили «на покой» лодку с бортовым номером S 611. Произошло это в 2000 году. Два года ее разоружали, изымали ядерный реактор и проводили «косметический» ремонт. И в 2002 года Redoutable была открыта для посещений туристов, став музеем французского атомного подводного флота.

На смену Redoutable в ВМФ Франции пришли 4 АПЛ Triomphant, построенные в период с 1989 по 2009 год.

Категория: Мировой ВПК | 1893 | Рейтинг: 0.0/0

comments powered by HyperComments
Загрузка...