03.06.2015, 15:08
$15 млрд на ветер: Украина похоронила себя, «зажав» двигатели для кораблей
$15 млрд на ветер: Украина похоронила себя, «зажав» двигатели для кораблейМеждународная военная политика
«Гром среди ясного неба» - так в отечественном ВПК отзываются о срыве поставок газотурбинных установок для строящихся российских кораблей проекта 11356 украинским заводом «Зоря-машпроект». Новость о том, что поставка украинских двигателей будет сорвана, всколыхнула «оборонку», однако, эксперты в один голос утверждают, что причин для паники нет.


Закат украинского машиностроения

15 миллиардов долларов в год - таковы приблизительные потери Украины от разрыва сотрудничества с Российской Федерацией. Эти данные год назад приводил глава Минпромторга России Денис Мантуров – он еще тогда заявлял, что Россия на 100% зависит от поставок газотурбинных двигателей из Украины, но производство перенесут на завод «Звезда» в Санкт-Петербурге.

Самые скромные подсчеты позволяют понять, что практически вся машиностроительная отрасль зависима от заказов из России - страны, от которой Украина начала отгораживаться стеной. По мнению экспертов, украинской оборонке без России не выжить, ведь кроме как для нужд вооруженных сил России украинской машиностроительной и двигателестроительной отрасли поставлять свои изделия попросту некуда. Европа, на которую Украина последние год с небольшим смотрит с большой надеждой, просто не испытывает нужды в товарах украинского производства, в том числе и военного назначения. Украинские заводы и предприятия, работающие по заказу Минобороны России, потеряв такого важного и нужного для собственного благополучия клиента, фактически, похоронят все высокие технологии страны. Однако, украинское руководство настроено на решительный и безвозвратный разрыв отношений с Россией, и благополучие собственных граждан, занятых в производстве высокотехнологичной продукции, похоже, никого не волнует.

В случае с отказом от поставки газотурбинных двигателей, предназначенных для сторожевых кораблей проекта 11356, Украина и вовсе ставит крест на своей собственной репутации. Российские корабли проекта 11356 - уникальные боевые машины, выпуск которых налажен на верфи Балтийского завода «Янтарь» в Калининграде - как раз те самые грозные боевые суда, на которые и предполагалось устанавливать украинские газотурбинные двигатели. Однако, как и в любой сложной ситуации, с поставкой, а точнее, непоставкой украинских двигателей для совместного российско-украинского предприятия, здесь есть и свои тонкости.

«Во-первых, комплектующие на 60% - отечественные, российские. Во-вторых, сама украинская промышленность заточена, что называется, под работу с Россией - ГОСТы, нормативы. Поэтому назвать поставку украинских двигателей импортом в полной мере нельзя» - таким мнением в интервью телеканалу «Звезда» поделился военный эксперт Виктор Мураховский.

«Да, ситуация неприятная, и это уже сложившийся факт. Но и здесь есть свои плюсы. Перенести производство полностью на территории России рано или поздно пришлось бы. К тому же, Рыбинский завод уже получил соответствующие распоряжения и подготовка к началу производства уже идет. Конечно, это займет какое-то время, но этого требует ситуация. Я считаю, что военно-промышленная комиссия решит этот вопрос в ближайшее время. Неприятно в этой ситуации то, что двигатели Россия закупала по предоплате, то есть деньги мы перечислили в срок, а двигателей все еще нет», - заявил эксперт.


О кораблях

По мнению экспертов, корабли проекта 11356 «Буревестник», равно и другие, заказанные у Объединенной Судостроительной Корпорации корабли, в любом случае будут достроены и войдут в состав российского флота – но, скорее всего, уже с двигателями российского производства. Успехов в области двигателестроения Россия достигала и раньше, однако сейчас, в условиях, когда иностранные поставщики все чаще по надуманным причинам срывают поставки уже оплаченных заказов, успехи приходится форсировать. В данный момент специалистами в области двигателестроения уже завершены работы над двигателями М75РУ с мощностью в 7000 л.с и М70ФРУ с мощностью в 14.000 л.с, предназначенные для обеспечения кораблей ВМФ и Погранслужбы ФСБ. Так или иначе, программа перевооружения, запланированная на 2020 год, по словам экспертов, в любом случае будет выполнена.

«Корабли проекта 11356 иногда сравнивают по боевым возможностям с эсминцами: подводные лодки, корабли, самолеты, надводные цели любого размера и типа - со всем этим "Буревестники" могут бороться. Все новейшее ракетное вооружение, такие как 3М54 здесь присутствует. Поэтому головная боль противнику обеспечена. К тому же, если сильно понадобится, можно с него и морской десант небольшой высадить» - заявил военный эксперт, выпускник АВМС им. П.С. Нахимова, капитан третьего ранга в отставке Николай Черняев в интервью телеканалу «Звезда».

В Минобороны запланирована закупка шести таких кораблей, с возможным увеличением до 12.

Отдельного упоминания в программе перевооружения заслуживает и многоцелевой фрегат дальней морской зоны проекта 22350, разработанный и спроектированный в рамках поставок передовой техники для Военно-Морского флота России. Помимо ракетного вооружения, представленного уже известными на весь мир крылатыми ракетами «Оникс» и перспективными крылатыми ракетами 3М54, на вооружении нового "зубастого" фрегата находится еще и отличная зенитно-ракетная система «Полимент-Редут», способная нести от 32 ракет 9М96Е или 128 ракет 9М100. Такая компоновка позволит фрегату (в зависимости от модификации комплекса и типов ракет) установить бесполетную зону на дальности от 40 до 150 километров, что позволит фрегатам проекта 22350 наплевать на любую опасность с воздуха. Корабли проекта 22350 успешно строятся с 2006 года. По состоянию на 2015 год уже построено два корабля, и еще восемь заказано.


О перспективах

Ситуация с отказом николаевского завода «Зоря-машпроект» от своих обязательств, безусловно, серьезна, но не критична. Российские конструкторские бюро и заводы уже вовсю разворачивают производственные линии. По словам-вице премьера Дмитрия Рогозина, к 2017 году Россия освоит производство двигателей, а в 2018 выйдет на их серийное производство.

«Такой срок связан, прежде всего, с масштабным расширением производственных линий» - делится говорит Виктор Мураховский - Технологически: качественно и количественно мы, безусловно, осилим производство этих двигателей, весь вопрос в том, что нужно быстрее строить производственные линии, а это процесс трудоемкий».

По словам Мураховского, калининградскому заводу «Янтарь» конечно, придется скорректировать план работ по достройке кораблей проекта 11356, которые сейчас находятся в работе, однако, даже частичного отказа от работ в этом направлении со стороны ОСК не планируется. Последствия же от демарша украинских промышленников страшны прежде всего для бюджета Украины - недополучить 15 миллиардов долларов (а по более тщательным оценкам и все 20 миллиардов) в условиях экономического кризиса - почти смертельная инъекция.

Российские же производители, такие как НПО «Сатурн» и смежные с ним ведомства и производства, от ситуации только выиграют. Помимо освоения выпуска полностью отечественной продукции военного назначения, российская промышленность получит от нескольких тысяч, до нескольких десятков тысяч новых рабочих мест в области точного машиностроения. Проблемы с недобросовестными поставщиками, по мнению самих военных и российских промышленников будут минимальны, и российские предприятия, такие как «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь"» и ФГУП «Севмашпредприятие» будут в срок получать изделия полностью отечественного производства. Работа предстоит колоссальная - помимо строительства новых площадей и цехов, пуско-наладочных работ и прочих «технических» изысканий, специалистам отечественных предприятий предстоит освоить без малого 200 импортных позиций.

Однако, какими бы не были трудности, связанные c развитием собственного высокотехнологичного производства, российские промышленники с вызовом справятся. Единственной стороной, пострадавшей от украинского демарша, будет сама Украина, ведь отечественные корабли проектов 11356 и 22350 построят и с российскими двигателями, пусть и с некоторой задержкой, а надежного и платежеспособного клиента в лице Минобороны России Украина потеряет уже навсегда, попутно похоронив под собственным «неспортивным» поведением едва ли не самую доходную отрасль страны.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.