03.06.2015, 15:08
$15 млрд на ветер: Украина похоронила себя, «зажав» двигатели для кораблей
$15 млрд на ветер: Украина похоронила себя, «зажав» двигатели для кораблейМеждународная военная политика
«Гром среди ясного неба» - так в отечественном ВПК отзываются о срыве поставок газотурбинных установок для строящихся российских кораблей проекта 11356 украинским заводом «Зоря-машпроект». Новость о том, что поставка украинских двигателей будет сорвана, всколыхнула «оборонку», однако, эксперты в один голос утверждают, что причин для паники нет.


Закат украинского машиностроения

15 миллиардов долларов в год - таковы приблизительные потери Украины от разрыва сотрудничества с Российской Федерацией. Эти данные год назад приводил глава Минпромторга России Денис Мантуров – он еще тогда заявлял, что Россия на 100% зависит от поставок газотурбинных двигателей из Украины, но производство перенесут на завод «Звезда» в Санкт-Петербурге.

Самые скромные подсчеты позволяют понять, что практически вся машиностроительная отрасль зависима от заказов из России - страны, от которой Украина начала отгораживаться стеной. По мнению экспертов, украинской оборонке без России не выжить, ведь кроме как для нужд вооруженных сил России украинской машиностроительной и двигателестроительной отрасли поставлять свои изделия попросту некуда. Европа, на которую Украина последние год с небольшим смотрит с большой надеждой, просто не испытывает нужды в товарах украинского производства, в том числе и военного назначения. Украинские заводы и предприятия, работающие по заказу Минобороны России, потеряв такого важного и нужного для собственного благополучия клиента, фактически, похоронят все высокие технологии страны. Однако, украинское руководство настроено на решительный и безвозвратный разрыв отношений с Россией, и благополучие собственных граждан, занятых в производстве высокотехнологичной продукции, похоже, никого не волнует.

В случае с отказом от поставки газотурбинных двигателей, предназначенных для сторожевых кораблей проекта 11356, Украина и вовсе ставит крест на своей собственной репутации. Российские корабли проекта 11356 - уникальные боевые машины, выпуск которых налажен на верфи Балтийского завода «Янтарь» в Калининграде - как раз те самые грозные боевые суда, на которые и предполагалось устанавливать украинские газотурбинные двигатели. Однако, как и в любой сложной ситуации, с поставкой, а точнее, непоставкой украинских двигателей для совместного российско-украинского предприятия, здесь есть и свои тонкости.

«Во-первых, комплектующие на 60% - отечественные, российские. Во-вторых, сама украинская промышленность заточена, что называется, под работу с Россией - ГОСТы, нормативы. Поэтому назвать поставку украинских двигателей импортом в полной мере нельзя» - таким мнением в интервью телеканалу «Звезда» поделился военный эксперт Виктор Мураховский.

«Да, ситуация неприятная, и это уже сложившийся факт. Но и здесь есть свои плюсы. Перенести производство полностью на территории России рано или поздно пришлось бы. К тому же, Рыбинский завод уже получил соответствующие распоряжения и подготовка к началу производства уже идет. Конечно, это займет какое-то время, но этого требует ситуация. Я считаю, что военно-промышленная комиссия решит этот вопрос в ближайшее время. Неприятно в этой ситуации то, что двигатели Россия закупала по предоплате, то есть деньги мы перечислили в срок, а двигателей все еще нет», - заявил эксперт.


О кораблях

По мнению экспертов, корабли проекта 11356 «Буревестник», равно и другие, заказанные у Объединенной Судостроительной Корпорации корабли, в любом случае будут достроены и войдут в состав российского флота – но, скорее всего, уже с двигателями российского производства. Успехов в области двигателестроения Россия достигала и раньше, однако сейчас, в условиях, когда иностранные поставщики все чаще по надуманным причинам срывают поставки уже оплаченных заказов, успехи приходится форсировать. В данный момент специалистами в области двигателестроения уже завершены работы над двигателями М75РУ с мощностью в 7000 л.с и М70ФРУ с мощностью в 14.000 л.с, предназначенные для обеспечения кораблей ВМФ и Погранслужбы ФСБ. Так или иначе, программа перевооружения, запланированная на 2020 год, по словам экспертов, в любом случае будет выполнена.

«Корабли проекта 11356 иногда сравнивают по боевым возможностям с эсминцами: подводные лодки, корабли, самолеты, надводные цели любого размера и типа - со всем этим "Буревестники" могут бороться. Все новейшее ракетное вооружение, такие как 3М54 здесь присутствует. Поэтому головная боль противнику обеспечена. К тому же, если сильно понадобится, можно с него и морской десант небольшой высадить» - заявил военный эксперт, выпускник АВМС им. П.С. Нахимова, капитан третьего ранга в отставке Николай Черняев в интервью телеканалу «Звезда».

В Минобороны запланирована закупка шести таких кораблей, с возможным увеличением до 12.

Отдельного упоминания в программе перевооружения заслуживает и многоцелевой фрегат дальней морской зоны проекта 22350, разработанный и спроектированный в рамках поставок передовой техники для Военно-Морского флота России. Помимо ракетного вооружения, представленного уже известными на весь мир крылатыми ракетами «Оникс» и перспективными крылатыми ракетами 3М54, на вооружении нового "зубастого" фрегата находится еще и отличная зенитно-ракетная система «Полимент-Редут», способная нести от 32 ракет 9М96Е или 128 ракет 9М100. Такая компоновка позволит фрегату (в зависимости от модификации комплекса и типов ракет) установить бесполетную зону на дальности от 40 до 150 километров, что позволит фрегатам проекта 22350 наплевать на любую опасность с воздуха. Корабли проекта 22350 успешно строятся с 2006 года. По состоянию на 2015 год уже построено два корабля, и еще восемь заказано.


О перспективах

Ситуация с отказом николаевского завода «Зоря-машпроект» от своих обязательств, безусловно, серьезна, но не критична. Российские конструкторские бюро и заводы уже вовсю разворачивают производственные линии. По словам-вице премьера Дмитрия Рогозина, к 2017 году Россия освоит производство двигателей, а в 2018 выйдет на их серийное производство.

«Такой срок связан, прежде всего, с масштабным расширением производственных линий» - делится говорит Виктор Мураховский - Технологически: качественно и количественно мы, безусловно, осилим производство этих двигателей, весь вопрос в том, что нужно быстрее строить производственные линии, а это процесс трудоемкий».

По словам Мураховского, калининградскому заводу «Янтарь» конечно, придется скорректировать план работ по достройке кораблей проекта 11356, которые сейчас находятся в работе, однако, даже частичного отказа от работ в этом направлении со стороны ОСК не планируется. Последствия же от демарша украинских промышленников страшны прежде всего для бюджета Украины - недополучить 15 миллиардов долларов (а по более тщательным оценкам и все 20 миллиардов) в условиях экономического кризиса - почти смертельная инъекция.

Российские же производители, такие как НПО «Сатурн» и смежные с ним ведомства и производства, от ситуации только выиграют. Помимо освоения выпуска полностью отечественной продукции военного назначения, российская промышленность получит от нескольких тысяч, до нескольких десятков тысяч новых рабочих мест в области точного машиностроения. Проблемы с недобросовестными поставщиками, по мнению самих военных и российских промышленников будут минимальны, и российские предприятия, такие как «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь"» и ФГУП «Севмашпредприятие» будут в срок получать изделия полностью отечественного производства. Работа предстоит колоссальная - помимо строительства новых площадей и цехов, пуско-наладочных работ и прочих «технических» изысканий, специалистам отечественных предприятий предстоит освоить без малого 200 импортных позиций.

Однако, какими бы не были трудности, связанные c развитием собственного высокотехнологичного производства, российские промышленники с вызовом справятся. Единственной стороной, пострадавшей от украинского демарша, будет сама Украина, ведь отечественные корабли проектов 11356 и 22350 построят и с российскими двигателями, пусть и с некоторой задержкой, а надежного и платежеспособного клиента в лице Минобороны России Украина потеряет уже навсегда, попутно похоронив под собственным «неспортивным» поведением едва ли не самую доходную отрасль страны.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  09.12.2016
Вице-адмирал Джеймс Фогго, командующий 6-м флотом ВМС США, дислоцированном в Средиземноморье, сделал весьма примечательное и очень обязывающее заявление. По мнению Фогго, «длительность патрулирования американских боевых кораблей в Черном море может быть увеличена примерно до четырех месяцев». Кроме того, «если вызовы в этом регионе станут более срочными» то, считает адмирал, возможно наращивание у берегов России и численности таких кораблей.
Геополитика  08.12.2016
Спецоперация «Потрясти мир продажей пакета акций «Роснефти»» успешно завершена. Произведенный эффект превзошел все ожидания. Но за экономическими деталями соглашения скрывается не менее интересный политический подтекст. Трудно найти более знаковые структуры, нежели Glencore и Суверенный фонд Катара, символизирующие новое качество России как великой державы. Продажа 19,5% акций «Роснефти» международному консорциуму имела все признаки сложнейшей спецоперации.
Мировой ВПК  08.12.2016
На днях немецкие СМИ разразились настоящей истерикой, через которую явно проглядывается постепенно нарастающее паническое состояние. Поводом к этому стали недавние испытания российского боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) «Баргузин», или, попросту говоря, ядерного поезда. Так, журналисты влиятельного немецкого издания Die Welt заявили, что «Баргузин» – это российское оружие, которое, пожалуй, больше всего внушает страх Западу со времен окончания Холодной войны.
Геополитика  07.12.2016
Слова президента Казахстана о колониальном прошлом страны вызвали бурную реакцию в России и были расценены как антироссийские. Безусловно являясь таковыми по сути, они отражают крайнюю сложность ситуации, в которой оказался и Назарбаев, и его молодое государство. Как Россия должна относиться к подобным высказываниям?
Конфликты  09.12.2016
Коалиция во главе с США в иракском Мосуле нанесла воздушный удар по больнице, которую боевики террористической организации «Исламское государство» использовали в качестве штаба. Об этом сообщила газета The Guardian со ссылкой на центральное командование вооруженных сил США. Отмечается, что за часть сооружений комплекса несколько дней шла ожесточенная борьба иракской армии с террористами, после чего солдаты запросили авиационную поддержку коалиции.
Конфликты  08.12.2016
Рамзан Кадыров не стал опровергать факт отправки чеченских бойцов в Сирию, выступив с подробным, но несколько расплывчатым заявлением по этому поводу. Ранее в Сети появился видеоролик под заголовком «Военные из Чечни отправляются в Алеппо». Военные аналитики предположили, какую именно роль в Сирии могли бы сыграть военнослужащие из Чечни. Глава Чечни Рамзан Кадыров в четверг выступил с пространным заявлением, поводом для которого стали сообщения о том, что в Сирию направлен чеченский спецназ - бойцы батальонов Минобороны «Восток» и «Запад».
Конфликты  08.12.2016
Если раньше Алеппо «умирал, но не сдавался», то теперь даже пропагандистские СМИ джихадистов сменили репертуар: да, мы вынуждены отступить, но «война только начинается». В этом с боевиками согласен Госдеп, и война действительно «началась»: атаковав анклавы шиитов, исламисты нарушили режим перемирия в Идлибе и оформили тем самым новый серьезный вызов сирийской армии.