03.06.2015, 15:08
$15 млрд на ветер: Украина похоронила себя, «зажав» двигатели для кораблей
$15 млрд на ветер: Украина похоронила себя, «зажав» двигатели для кораблейМеждународная военная политика
«Гром среди ясного неба» - так в отечественном ВПК отзываются о срыве поставок газотурбинных установок для строящихся российских кораблей проекта 11356 украинским заводом «Зоря-машпроект». Новость о том, что поставка украинских двигателей будет сорвана, всколыхнула «оборонку», однако, эксперты в один голос утверждают, что причин для паники нет.


Закат украинского машиностроения

15 миллиардов долларов в год - таковы приблизительные потери Украины от разрыва сотрудничества с Российской Федерацией. Эти данные год назад приводил глава Минпромторга России Денис Мантуров – он еще тогда заявлял, что Россия на 100% зависит от поставок газотурбинных двигателей из Украины, но производство перенесут на завод «Звезда» в Санкт-Петербурге.

Самые скромные подсчеты позволяют понять, что практически вся машиностроительная отрасль зависима от заказов из России - страны, от которой Украина начала отгораживаться стеной. По мнению экспертов, украинской оборонке без России не выжить, ведь кроме как для нужд вооруженных сил России украинской машиностроительной и двигателестроительной отрасли поставлять свои изделия попросту некуда. Европа, на которую Украина последние год с небольшим смотрит с большой надеждой, просто не испытывает нужды в товарах украинского производства, в том числе и военного назначения. Украинские заводы и предприятия, работающие по заказу Минобороны России, потеряв такого важного и нужного для собственного благополучия клиента, фактически, похоронят все высокие технологии страны. Однако, украинское руководство настроено на решительный и безвозвратный разрыв отношений с Россией, и благополучие собственных граждан, занятых в производстве высокотехнологичной продукции, похоже, никого не волнует.

В случае с отказом от поставки газотурбинных двигателей, предназначенных для сторожевых кораблей проекта 11356, Украина и вовсе ставит крест на своей собственной репутации. Российские корабли проекта 11356 - уникальные боевые машины, выпуск которых налажен на верфи Балтийского завода «Янтарь» в Калининграде - как раз те самые грозные боевые суда, на которые и предполагалось устанавливать украинские газотурбинные двигатели. Однако, как и в любой сложной ситуации, с поставкой, а точнее, непоставкой украинских двигателей для совместного российско-украинского предприятия, здесь есть и свои тонкости.

«Во-первых, комплектующие на 60% - отечественные, российские. Во-вторых, сама украинская промышленность заточена, что называется, под работу с Россией - ГОСТы, нормативы. Поэтому назвать поставку украинских двигателей импортом в полной мере нельзя» - таким мнением в интервью телеканалу «Звезда» поделился военный эксперт Виктор Мураховский.

«Да, ситуация неприятная, и это уже сложившийся факт. Но и здесь есть свои плюсы. Перенести производство полностью на территории России рано или поздно пришлось бы. К тому же, Рыбинский завод уже получил соответствующие распоряжения и подготовка к началу производства уже идет. Конечно, это займет какое-то время, но этого требует ситуация. Я считаю, что военно-промышленная комиссия решит этот вопрос в ближайшее время. Неприятно в этой ситуации то, что двигатели Россия закупала по предоплате, то есть деньги мы перечислили в срок, а двигателей все еще нет», - заявил эксперт.


О кораблях

По мнению экспертов, корабли проекта 11356 «Буревестник», равно и другие, заказанные у Объединенной Судостроительной Корпорации корабли, в любом случае будут достроены и войдут в состав российского флота – но, скорее всего, уже с двигателями российского производства. Успехов в области двигателестроения Россия достигала и раньше, однако сейчас, в условиях, когда иностранные поставщики все чаще по надуманным причинам срывают поставки уже оплаченных заказов, успехи приходится форсировать. В данный момент специалистами в области двигателестроения уже завершены работы над двигателями М75РУ с мощностью в 7000 л.с и М70ФРУ с мощностью в 14.000 л.с, предназначенные для обеспечения кораблей ВМФ и Погранслужбы ФСБ. Так или иначе, программа перевооружения, запланированная на 2020 год, по словам экспертов, в любом случае будет выполнена.

«Корабли проекта 11356 иногда сравнивают по боевым возможностям с эсминцами: подводные лодки, корабли, самолеты, надводные цели любого размера и типа - со всем этим "Буревестники" могут бороться. Все новейшее ракетное вооружение, такие как 3М54 здесь присутствует. Поэтому головная боль противнику обеспечена. К тому же, если сильно понадобится, можно с него и морской десант небольшой высадить» - заявил военный эксперт, выпускник АВМС им. П.С. Нахимова, капитан третьего ранга в отставке Николай Черняев в интервью телеканалу «Звезда».

В Минобороны запланирована закупка шести таких кораблей, с возможным увеличением до 12.

Отдельного упоминания в программе перевооружения заслуживает и многоцелевой фрегат дальней морской зоны проекта 22350, разработанный и спроектированный в рамках поставок передовой техники для Военно-Морского флота России. Помимо ракетного вооружения, представленного уже известными на весь мир крылатыми ракетами «Оникс» и перспективными крылатыми ракетами 3М54, на вооружении нового "зубастого" фрегата находится еще и отличная зенитно-ракетная система «Полимент-Редут», способная нести от 32 ракет 9М96Е или 128 ракет 9М100. Такая компоновка позволит фрегату (в зависимости от модификации комплекса и типов ракет) установить бесполетную зону на дальности от 40 до 150 километров, что позволит фрегатам проекта 22350 наплевать на любую опасность с воздуха. Корабли проекта 22350 успешно строятся с 2006 года. По состоянию на 2015 год уже построено два корабля, и еще восемь заказано.


О перспективах

Ситуация с отказом николаевского завода «Зоря-машпроект» от своих обязательств, безусловно, серьезна, но не критична. Российские конструкторские бюро и заводы уже вовсю разворачивают производственные линии. По словам-вице премьера Дмитрия Рогозина, к 2017 году Россия освоит производство двигателей, а в 2018 выйдет на их серийное производство.

«Такой срок связан, прежде всего, с масштабным расширением производственных линий» - делится говорит Виктор Мураховский - Технологически: качественно и количественно мы, безусловно, осилим производство этих двигателей, весь вопрос в том, что нужно быстрее строить производственные линии, а это процесс трудоемкий».

По словам Мураховского, калининградскому заводу «Янтарь» конечно, придется скорректировать план работ по достройке кораблей проекта 11356, которые сейчас находятся в работе, однако, даже частичного отказа от работ в этом направлении со стороны ОСК не планируется. Последствия же от демарша украинских промышленников страшны прежде всего для бюджета Украины - недополучить 15 миллиардов долларов (а по более тщательным оценкам и все 20 миллиардов) в условиях экономического кризиса - почти смертельная инъекция.

Российские же производители, такие как НПО «Сатурн» и смежные с ним ведомства и производства, от ситуации только выиграют. Помимо освоения выпуска полностью отечественной продукции военного назначения, российская промышленность получит от нескольких тысяч, до нескольких десятков тысяч новых рабочих мест в области точного машиностроения. Проблемы с недобросовестными поставщиками, по мнению самих военных и российских промышленников будут минимальны, и российские предприятия, такие как «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь"» и ФГУП «Севмашпредприятие» будут в срок получать изделия полностью отечественного производства. Работа предстоит колоссальная - помимо строительства новых площадей и цехов, пуско-наладочных работ и прочих «технических» изысканий, специалистам отечественных предприятий предстоит освоить без малого 200 импортных позиций.

Однако, какими бы не были трудности, связанные c развитием собственного высокотехнологичного производства, российские промышленники с вызовом справятся. Единственной стороной, пострадавшей от украинского демарша, будет сама Украина, ведь отечественные корабли проектов 11356 и 22350 построят и с российскими двигателями, пусть и с некоторой задержкой, а надежного и платежеспособного клиента в лице Минобороны России Украина потеряет уже навсегда, попутно похоронив под собственным «неспортивным» поведением едва ли не самую доходную отрасль страны.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.